Высшая диалектика.
- 11.04.07 г. (Редакции: 22.11.06 г., 11.04.07 г.)


В Новейшей философии определено (на основе развития представлений о диалектике) понимание Высшей диалектики как для себя диалектики.

Высшая диалектика, с одной стороны, есть диалектика в воспроизведении, себя ее обновление, но его не следует противопоставлять диалектике: они суть одно и тоже – диалектика и диалектика в развитии высшее разумное движение. Тем Высшая диалектика, некоторым образом, составляет сущее диалектики, которое развернуто в ней для нее. 
    В определенном смысле можно сказать, что Высшая диалектика есть выделенная диалектика, диалектика сверхчувственной достоверности.
    Но все же Высшая диалектика есть для себя диалектика, т.е. в ней для себя она то же, что и диалектика, однако для других есть нечто такое в ней, что растворяет ее явление в самой себе, оставляя ее для нее, не представляя даже ее явление непосредственно для других, даже для бытия.

С другой стороны, обладая понятийностью, Высшая диалектика выражается в учение – диалектика как учение в воспроизведении, хотя это учение также никак не следует противопоставлять диалектике как учению: они суть одно и то же. При этом если первый этап диалектической философии изложен в философии Гегеля, то второй включается в Новейшую философию, а то общее, что связывает их и является основанием каждой из них, лишь частично приоткрытое Гегелем, есть высшие знания.

Высшая диалектика является основанием Новейшей философии, следовательно – ее отраслей и областей познания, в т.ч. современной политической экономии, топологии логики, Новой физики и др.

 Как высшие знания (действительные и наддействительные знания) Высшая диалектика имеет специфику их представления: можно сказать, что Высшая диалектика есть собственно для себя учение диалектической философии, которое распадается на общее (письменно излагаемое), (устно) разъясняемое* и сверхчувственное изложения.
    Высшая диалектика защищена диалектической философией, в свою очередь, подступы к которой надежно защищены так еще и не познанной, потаенной философий Гегеля; также определенную ей роль играет внешняя сфера Новейшей философии.

* Приведем достаточное пояснение.
    Например, в предисловии к третьему изданию «Энциклопедии философских наук» Гегель писал, что, несмотря на значительные исправления, даже в третьем «издании книга также остается руководством для студентов, которые получают необходимые разъяснения лишь при слушании лекций» [Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л. Т. 1. С. 5]. Иными словами, Гегель считал необходимым устно дополнять и разъяснять то, что он изложил в «Энциклопедии философских наук»
.

 См. «Предмет диалектической философии»,
«Значения термина "диалектика"», «Диалектика научно не познаваема»,
«Устная диалектика».