Заметка о некоторых вопросах по поводу системы наук и образования.
- 03.04.13 г. –


Эта статья вызвана обсуждением одного вопроса, поднятого в ходе обсуждения статьи сайта от 31.03.13 г. (см. «Некоторые выводы из изучения философии Платона») и касающегося возможностей осуществления эффективного познания и применения знаний, включающих процессы образования.


А.  Недавно в интервью радиостанции «Эхо Москвы»  Министр образования и науки РФ Ливанов Д.В. сказал о «нежизнеспособности и бесперспективности Российской академии наук» (http://ria.ru/trend/livanov_vs_academy_27032013/ ).

Чуть раньше относительно вузов стало известно, что довольно значительная их часть неэффективна (http://www.rg.ru/2012/11/02/spisok-site.html ).

Прошлым летом во время Санкт-Петербургского международного экономического форума 2012 г. в ходе делового завтрака Сбербанка Министр образования и науки РФ отметил то, что российские научные и образовательные организации за последние 20 лет стали полностью неконкурентоспособными и нуждаются в радикальной реформе (см. http://ria.ru/edu_news/20120621/678237385.html ).

А еще раньше даже на высшем государственном уровне говорилось о том, что для развития образования и инновационных исследований можно привлекать ведущих учёных в российские вузы даже из-за рубежа ( http://www.ceninauku.ru/page_16208.htm ).

При этом вот уже десятилетие длящиеся обсуждения реформирования системы образования толком ничего предложить не могут (см. «Обсуждения реформирования образования»).

И в общем-то у чиновников нет внятной программы не столько даже кардинального развития наук и образования, сколько хотя бы простенького нормального их развития, гарантирующей если и не их конкурентную способность на международной арене, то хотя бы решение имеющихся серьезных проблем.


Б. При этом, кроме других, возникают такие два вопроса.

Первый вопрос.
    А известен ли специалистам критерий эффективности системы науки и образования? Ведь понятно, что без него ни реформировать, ни развивать систему наук и образования невозможно (просто не удалось его найти даже с учетом современных возможностей Интернета, и, может быть, хоть кто-то из читателей поможет – скинет на сайт ссылку о нем, если соответствующие материалы есть).
    С точки зрения диалектики этот вопрос уместен, ибо еще двести лет назад даже инновационные англичане признавали преимущество реализации государственного познания и развития Пруссии, в немалой степени обусловленного гегелевской философией этики и политики и позволяющего иметь в несколько раз больший доход по акциям, чем даже в Англии*.
    (Экономическая эффективность Пруссии, признанная англичанами, – это не только весомый довод для тех, кто недооценивает значение системы наук и образования для всех государственных сфер. Есть еще и оборотная сторона вопроса.)
    С другой стороны, понятно, что есть что-то такое, что нужно понять и реализовать, чтобы если и не в несколько раз экономически обгонять Запад, то хотя бы иметь достойную систему образования, как это было в СССР. И с этим «что-то» как раз и связан критерий эффективности системы науки и образования.

А чтобы не быть голословными и не поддаваться западному влиянию (ибо и философия Гегеля для России есть западное учение), следует сказать о том, что в современной российской диалектике предложен инновационный концепт диалектического образования и соответствующей частичной локальной модернизационной реструктуризации государственного управления.
    Одна часть концепта базируется
– на введении параллельно существующему образованию форм диалектического образования, основанного на его диалектическом концепте (см. «Концепт нового и современного образования»),
– на создании отдельных образовательных и информационных структур вплоть до отдельного специализированного государственного университета (см. «Новый государственный университет»),
– на конкурентном внедрении форм диалектического образования и научных исследований в вузах страны,
– на реализации национальной программы развития образования, построенной на новых принципах (см. «Т: мнение министра Д.В.Ливанова об образовании...»).
    Другая его часть базируется на реализации положений открытого и исследованного в российской диалектике (в диалектической теории модернизации) инновационного интерфейса, в т.ч. включающего частичную локальную реструктуризацию государственного управления

(Положения развития образования и диалектических инновационных механизмов, в т.ч. инновационного интерфейса, были представлены в научной публикации и на трех международных научных конференциях.
    Но, естественно, российская диалектика не ограничивается научными публикациями, научными докладами, статьями этого сайта и Интернет-обсуждениями: соответствующие материалы были отправлены в надлежащие государственные инстанции.)


Второй вопрос.
    Если ситуация в системе наук и образования не улучшается, то может хоть кто-то в меньшей степени страдать от этого?
    Например, если вот уже много лет ухудшается экономическое образование, то почему бы тем, кто имеет реальные знания, не использовать их для получения конкретных преимуществ в той же сфере экономики, в первую очередь, перед предпринимателями, не имеющими хорошего экономического образования, и даже перед банками и крупными бизнес-структурами, консультируемыми экономистами с существующим образованием (в т.ч. с неэффективным или даже попросту плохим экономическим образованием)?
    Кстати, позиции осмысления второго вопроса недавно были введены отдельными факторами в систему положений Новых экономических технологий.



* Можно и нужно еще раз отдельно упомянуть о том, как англичане положительно отзывались о значении и влиянии философии Гегеля.
    Например, Дж.Х. Стирлинг так написал: «Разве не Гегелю и, в особенности, его философии этики и политики обязана Пруссия своим могуществом и организацией, которую она быстро развивает в настоящее время? … в то время как в конституционной Англии обладатели преимущественных прав и правительственных облигаций разоряются господствующей коммерческой безнравственностью, то простые собственники акций прусских железных дорог могут рассчитывать на гарантированный средний доход 8,33%. Вот уж, воистину, аргумент в пользу Гегеля!» (цит. по Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992. – Т. 2. С. 43–44).
    Причем эту цитату в своей книге привел К.Поппер – ярый противник Гегеля ....

См. «Диалектическая философия и науки».