Феноменологии-духа-продолжение и компьютинг.
- 06.11.16 г.
- 9772225665000 16029


>> У некоторых читателей сайта возник такой вопрос: если была объявлена тема, касающаяся продолжения гегелевской феноменологии духа, то почему разговор стал идти о компьютерных вопросах?
    Это достаточно значимый вопрос, который к тому же имеет много аспектов. При этом обязательно следует упомянуть о том, что, во-первых, проект ДИАЛЕКТИКА подразумевает не только развитие плановых тем сайта, но и дискуссии и обсуждения интересующих пользователей вопросов. Во-вторых, вопросы компьютинга никто не снимал: как эта тема началась с объявления принципиально новой диалектической области познания – диалектического программирования, так эта тема и продолжается, тем более, что поступает много вопросов. Но, в-третьих, не менее важно и нижеследующее, краткому обзору чего посвящена настоящая статья.


Познание современной диалектики качественно отличается от устаревающего научного познания, отказ от парадигмы которого уже был обозначен. Но дело теперь уже не только в преимущественном использовании диалектики и в развитых за многие столетия на ее основе подходов и методов. Речь сейчас не идет даже о принципиально новых методах, созданных в последнее время в диалектической философии. И о многом другом подобном, что вполне было бы ожидаемо на основе научных воззрений.
    Вопрос теперь ставится об обработке информации.
    В принципе, об этом на сайте уже говорилось. Дело в том, что формы изучения предмета и множество применяемых методов зачастую уже не позволяют думать по старинке – речь тут об исполнении познания. По-другому говоря, современные вопросы, особенно диалектические, требуют обработки такого объема данных да еще в стольких ракурсах, что мозг человека уже не справляется с этим. Однако обычно речь идет всего лишь о преодолении изматывающей человека рутинности, о быстроте обработки данных, о реакции на внешние события и о других широко обсуждаемых аспектах применения вычислительной техники. А вот в диалектике речь идет не только о прикладных вопросах, но и о вопросах самого познания, собственно для решения которых и было создано диалектическое программирование. Нужно не только собирать данные и обрабатывать большое их количество для решения теоретических и других задач и в прикладных целях, но и создавать новые знания, и второе теперь стало наиболее актуальным в диалектике. Тут нет описки! – именно создавать новые знания. Иными словами, как уже говорилось на сайте и в ряде наших научных статей, в диалектике сами вопросы познания и его осуществления качественно изменились – именно они требуют обработки большого числа данных и знаний и решения новых задач, главной из которых является создание новых знаний. И вот с этим человек в большинстве случаев уже не может справиться в современном мире. Даже создание больших НИИ не решит проблемы, так как хотя бы вопросы согласования работы многих ученых еще более усугубит задачу обработку больших данных, например, в которую будет входить, по меньшей мере, проверка, согласование и корректировка и входных и выходных данных. При этом эта тема в науках особенно очевидна: малая эффективность их познания в настоящее время усугубляется в них не только возросшим объемом информации и другими широко обсуждаемыми положениями, в т.ч. социального характера, но и практически не обсуждаемой в науках слабостью используемых в них инструментов, в первую очередь тех, которые связаны с логикой и с раскрытием и использованием ментальных аспектов. Кстати, о проблемах логики мы уже говорили (см., напр., ЛОГИКА (обыкн.)). А в области диалектики вопрос познания еще более серьёзен: хотя эффективных методов достаточно, но, как уже говорилось на сайте, обработка любой конкретной задачи во многих её предикатах и определениях да еще многими-многими методами стала практически неисполнимой, а ведь имеются еще и указанные Гегелем другие аспекты. Однако в диалектике был найден выход из сложившейся ситуации, и одним из путей является автоматизация познания. Может для кого-то автоматизация познания и покажется мистикой, но в диалектике на основе принципиально новых подходов в областях методологии и компьютинга уже был сделан ряд шагов для решения соответствующих задач, о некоторых из которых на сайте уже говорилось.
     И теперь ответ на вопрос о содержании генеральной темы этого сезона становится понятным: автоматизация познания очень важна для осуществления феноменонологии-духа-продолжения, так как количество затрагиваемых вопросов в части обработки информации и их объем очень уж велики. Вот такая связь объявленной темы (феноменонологии-духа-продолжение) и компьютинга.

Если некоторые конкретные вопросы автоматизации познания, в данном случае – феноменонологии-духа-продолжения, на сайте уже освещались (см. Диал.программирование), то в рамках возникшей темы о познании, в т.ч. и феноменологии-духа-продолжения, следует сказать следующее.
    Во-первых, следует различать виды современного диалектического познания, используемые и для реализации феноменологии-духа-продолжения. Это не методы и не формы познания. Из видов современного диалектического познания укажем пока только два, для которых актуальна компьютеризация: это а) предметное познание, которое осуществляется, в основном, за счет объектно-ориентированного программирования, но при использовании новых программных типов диалектического программирования, и б) знаниевое познание, которое осуществляется, в основном, за счет новых типов данных и баз данных, актуализированных в диалектическом программировании. Если первое положение в целом понятно в рамках научных представлений, то второе ими отрицается, но в диалектике используется весьма активно.
    Во-вторых, для обозначенной темы актуальна двойственность феноменологии-духа-продолжения. Это принципиально важный вопрос, который по существу, конечно же, компьютерами не решается, однако именно для них предназначена обработка весьма большого объема данных, возникающего в связи с этой темой (что можно обсудить в дискуссиях).
    В-третьих, для автоматизации и поддержки искусственного познания вообще и феноменологии-духа-продолжения в частности важны обозначенные Гегелем вопросы познания, некоторые из которых на сайте уже обсуждались. В смысле этого приходится для актуальных для диалектики элементов познания формировать новые программистские положения, что, кстати, и стало одной из причин создания диалектического программирования.
    В-четвертых, возникают вопросы синтетического познания, которые в обыкновенной логике исследованы очень плохо, а вот для феноменологии-духа-продолжения требуются, причем уже даже в их особых порядках (что также можно обсудить в дискуссиях).
    В-пятых, в алгоритмическом смысле важна актуализированная в диалектическом программировании взаимозадачность диалектического программирования.
    Существенны и другие положения.

Таким образом, осуществление феноменологии-духа-продолжения актуально не только в смысле гносеологии, но и в части непосредственной реализации познания, для которой и предназначаются принципиально новые теоретические возможности и прикладные положения диалектического программирования.


Примечание
Следует отдельно отметить то, что по ходу статьи были обозначены два вопроса, которые потребуют отдельного обсуждения (в двух последующих темах), ибо они принципиально важны для диалектического познания в целом и феноменологии-духа-продолжения в частности: Феноменологии-духа-продолжения двойственности» и «Т: современные проблемы научного познания».

См. 
«Задачи алгоритмизации диалектического познания», 
«Синтетические задачи диалектического программирования», 
«Компьютерные хранилища данных» 
и «Some of the dialectic innovations»