Диалектика в современной диалектической философии.
- 30.04 07 г.


Если в общественных и естественных науках дело обстоит так, как писал М. Планк в своей «Научной автобиографии», то в отношении диалектического познания все далеко не так, как представляется на первый взгляд, тем более, в науках. Все дело в самодвижении познания диалектики, что до сих пор не понятно науками, считается идеализмом и не принимается. Непонятное пугает. Но диалектическая философия именно саморазвивается, благодаря развитию всеобщего. И если она была притоплена к концу XIX в. и искажена в XX в., то это не означало ее уничтожения. Противники явно просчитались, более того, дали время ей на внутреннюю перестройку.

А по определению самого Гегеля, «…нужно сказать раз навсегда, что тщетно желание удержать формы прежнего образования, когда перестроилась субстанциальная форма духа. Они представляют собой увядшие листья, спадающие благодаря напору образовавшихся у их основания новых почек». Именно развитие, перестраивание субстанциальной формы духа, расширение познания, которое разрывает устоявшиеся догмы (удобные для научных бонз), скидывание увядших листьев и т.д. есть прерогатива диалектики, а в бытии – диалектической философии.
    И субстанциальная форма духа в XXI в. перестраивается – современная диалектическая философия.

Уже спадают увядающие листья, но многие из них все еще надежно держатся за свои места, не давая возможности расти никакому новому. Но время идет и берет свое – увядающие листья исчезнут. Новое научное познание должно придти. А диалектическая субстанция всегда занимает то место, которое считает нужным, и пока, смотря на увядание старых листьев, взращивает новые побеги, которые спокойно набухает...
    Поэтому на данном этапе актуализации современной диалектической философии её содержание преобразуется и в развивающуюся диалектическую систему знаний и в некоторую формальную совокупность знаний (тут играет свою роль и компьютеризация современной диалектической философии), которая, кроме всего прочего, обозначает и царящие в науках заблуждения, порой уже ставшие догмами, хотя изредка критикуемыми, но безрезультатно.

Таков аспект современного развития диалектики.


См. «Диалектика в Новейшей философии».