Диалектика: некоторые результирующие положения.
- 05.05.07 г.


А. В первом приближении диалектика понимается как высшее разумное движение.
    В частности, диалектика – объективная эволюция некоторого в единстве различностей или разумное развитие.
    Диалектика действительна, она есть вне времени и пространства, в ее сферу входят глобальные и истинностные процессы (поэтому диалектическая философия актуализируется всегда и по-новому). 
    Диалектика не только объективна, сама, но и имеет проявления в мире, а также ряд положений  – учений и практики, обозначаемых в Новейшей философии

В  большинстве случаев диалектика означает диалектическую философию, в наше время – современную диалектическую философию, российскую диалектику.
    Для прогрессивного развития познания и общества крайне необходима именно и только диалектическая философия.

 Диалектическая философия – защита от мракобесия»

Б. Познание диалектики теперь уже хотя бы молодежью – весьма важно, в первую очередь, для осознания исторических процессов и перспектив развития страны. Необходимо осознать закономерности развития своей страны и ее место в мире хотя бы для осуществления прогрессивного развития. Но будет ли преподаваться диалектическая философия в Вузах? Вряд ли, а просто оглашение ее положений в известных интерпретациях – пустое. Диалектическая философия должна (бы) стать одним из главнейших национальных проектов, иначе экономиксы и менеджменты окончательно засилят умы грядущих поколений и общественных наук. А на этом поле, вне всякого сомнения, всеми преимуществами будут владеть западные специалисты, которые, надо отдать им должное, всегда продвигают интересы их собственных стран...

В.
1. К. Маркс определил, что возможно частное субъектное использование диалектики для решения конкретных поставленных задач (но только рационально-материалистическое использование). Рационально-материалистическое представление гегелевской философии есть выражение идей Маркса о том, что теория может стать материальной силой. Хотя… этот вывод был известен еще задолго до Гегеля и Маркса…
    Но у К. Маркса сняты положения о том, что диалектика – в объективной действительности, и идея отлична от сознания (рассудка); эти положения не только очевидны, но и указаны в трудах Гегеля и В.И. Ленина.
    Диалектический метод Маркса в диалектической философии считается рационально-материалистическим, не соотносимым полностью со всеобщностью, поэтому относится не к ней, а к диалектическому материализму, хотя в его лучших смыслах и представлениях.

2. Основополагающий вывод относительно диалектики у В.И. Ленина состоит в том, что 1) «диалектика не в рассудке человека, а в «идее», т.е. в объективной действительности» [1. Т. 29. С. 181], 2) причем В.И. Ленин фиксирует то, что идея отлична от сознания (рассудка). Именно эти положения были сняты у К. Маркса (что привело к только рационально-материалистическому пониманию диалектики и последующему искажению диалектического материализма).
    Но детально элементы диалектики В.И. Лениным определяются, начиная с положения об… объективности рассмотрения, т.е. с привнесения человеческого фактора. Поэтому далее закономерно выступает «бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явлений, процессов и т.д.». и именно отсюда следует вывод: «Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но это требует пояснений и развития» [2. Т. 29. С. 203].
    Но в идеологическом застое общественных наук в СССР развития не было, и произошли искажения даже учений К. Маркса и В.И. Ленина (см.: «Советский диалектический материализм»).
    А проблемы диалектического материализма кроются в диалектическом методе Маркса и в материалистической теории познания.

3. В.И.Ленин неоднократно говорил о том, что необходимо переходить (используя его термины, [1. Т. 42. С. 286, 288, 290]) от «логики формальной или схоластической» к логике «диалектической или марксистской». Но диалектическую логику в СССР не преподавали (еще оставшиеся советские преподаватели, по всей видимости, будут говорить другое, также горячо, как некогда пропагандировали лозунги КПСС). Не только диалектику, но и диалектическую логику в СССР не преподавали. По разным причинам. Более того, согласно Постановлению ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1946 года понятие «логика» было ограничено только рамками формальной логики [3]. Поэтому глупо говорить о том, что в СССР мог строиться социализм, так как руководство страны и даже общественные науки не владели уже к 60-м годам методологическими основами построения социализма, были захвачены застоем во всех смыслах. Страна, не имеющая философии (даже рационального диалектического материализма) не могла осмыслить себя и свое будущее, была общественно-социально обречена. Была обречена на погибель и политическая экономия, базирующаяся на диалектических принципах: страна была обречена экономически. Историческая практика доказала эти положения.
    А развиваются ли сейчас общественные науки в одной, отдельно взятой стране?..

4. В Новейшей философии отрицается единственность рационально-материалистического представления диалектики. Но и только-идеалистические представления также отрицаются. Принимается лишь истинностное представление о ней, данное Гегелем, из которого легко выводятся все разумные, из имеющихся, определения о ней. Но для понимания определения Гегеля необходимо различать 
 1) идею и сознание, которые виртуозно были смешаны К. Марксом в связи с совсем очевидными целями, 
 2) диалектику, ее значения, проявления и положения
     В Новейшей философии к пониманию диалектики применен утвержденный Гегелем подход: рассмотрение через всеобщее, особенное и единичное. Только при таком подходе ясным выступает разделение Философии на теоретическую и практическую и обозначаются пути к определению системы философии Гегеля (системы диалектической философии) и Метода.

5. В современной диалектической философии диалектикой называется высшее разумное движение, как было определено Гегелем, понимаемое во всеобщем смысле (всеобщее значение), т.е. прилагаемое даже к философии, т.е. диалектика – это также и развитие философии.
    В Новейшей философии диалектика имеет и определенное понимание (особенное значение): диалектика – это высшее разумное движение (в) стихии всеобщности, фон совокупности объективных закономерностей, логических процессов, действующих в мире независимо от сознания человека  и участвующих в движении бытия.
    В частности, диалектика – эволюция некоторого, рассматриваемая в единстве различностей, или разумное развитие.
    В Новейшей философии понимание диалектики имеет значения (единичные значения), которые выражают положения диалектики. Основными положениями диалектики являются определяемые в квадраде:
- диалектика как учение о мире – учение о миросоздании и бытии,
- диалектика как учение о познании; она включает определение систему диалектических методов познания и постижения,
- диалектика как познание (в широком значении термина),
- диалектика как практическая философия.
    Диалектическая философия включает в себя указанные и другие положения диалектики.
    Они имеют не только гносеологические, но и практические аспекты: так в рамках современной диалектической философии были получены новые возможности (для) познания, например, актуализирован ряд технологий. Именно на основе единичных значений в Новейшей философии было определено понимание Высшей диалектики как для себя диалектики. (Высшая диалектика выражается в учение – диалектика как учение в Воспроизведении, но ее никак не следует позиционировать по отношению к диалектике как учению: они суть одно и тоже, переходят друг в друга.)
    Значения, соответствующие указанным положениям, важны в смысле структуризации диалектики и ее проявлений в мире, в т.ч. и в виде познания. Они в определенной мере дают представления о некоторых элементах системы философии Гегеля
    Именно указанными положениями диалектики определяется разделение Философии на теоретическую и практическую.


ЛИТЕРАТУРА
:
1. Ленин В.И
. Полн.Собр.Соч. - 5-е изд.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд.
3. Директивы ВКП(б) и постановления советского правительства о народном образовании. – М.-Л., 1947. – Т. 1. С. 224.