Понятие Новейшей философии.

>> Очевидным является современный этап развития философии, но в настоящей статье и на сайте вообще имеется в виду преимущественно авторское учение – Новейшая философия, отличное от  современной диалектической философии (см. «О: о различении диалектической философии»).

А. Гегель в самых последних параграфах своей Энциклопедии философских наук (труда «Философия духа») указал на то, что его энциклопедическое изложение закладывает основу дальнейшего развития познания, «обосновывает дальнейшее развитие» [1. Т. 3. С. 365]. Для него определяющим моментом является то, что дух представляет собою посредствующий момент процесса, уже предполагающего природу, и смыкает ее с логическим. 
    Так Гегель определил процесс, в котором наука проявляется еще как субъективное познание (в силу логического), предпосылкой которого является природа, как всеобщая крайность в качестве процесса в себе объективно сущей идеи. 
    По утверждению самого Гегеля, в его философии наука, в конце концов, оказалась возведенной к своему началу, логическое оказалось ее результатом в качестве духовного в том смысле, что возвысилось до своего чистого принципа, войдя в свою стихию: логическое стало природой, а природа – духом. Наука на своем первом кругу (в философии Гегеля) проявилась как познание, цель которого – свобода, которое само есть путь порождения для себя этой свободы, и которое есть движущееся понятие. И знание не осталось только субъективным отражением истины, более того, оно оказалось познанным посредством мышления понятием искусства и религии, познанным как необходимое, которое свободное. 
    При этом философия в гегелевской системе знаний определилась, как познание необходимости содержания абсолютного представления и его обеих форм (восприятие объективного и субъективное движение в себя и вовне), которое суть освобождающееся от форм и определяющее себя познание. Философия в гегелевской системе знаний определилась, как осуществленное движение, как постигающая свое понятие. Получившееся понятие философии в гегелевской системе знаний есть мыслящая себя идея, знающая истина, но логическое, хотя в том значении этого слова, что оно есть всеобщность, удостоверенная в своем конкретном  содержании как в своей действительности.

Но, во-первых, наука в философии Гегеля проявляется еще как субъективное познание, хотя его предпосылкой стала природа как всеобщая крайность, главное, в качестве процесса в себе объективно сущей идеи. Во-вторых, наука обрела свободу и знания, но логическое и духовное не оказались в единстве. В-третьих, философия в гегелевской системе знаний оказалась в логическом значении и удостоверенной в своем конкретном содержании, но не в себе.  
    И познание оказалось в разделенности результирующего логического самого его для себя, когда, дух, во-первых, представляет для себя посредствующий момент процесса, и, во-вторых, предполагает природу, пусть смыкая ее с логическим. Но и это – одна сторона вопроса, ибо, что определяет другую сторону, дух существен, прежде всего, в своей самости. 
    Таким образом, в гегелевской Энциклопедия философских наук выявлено противоречие для духа, выступающего лишь моментом, в умозаключении о смыкании природы с логическим; более того, невозможным оказывается умозаключение о каком-либо снятии смыкания природы с логическим, что привело к завершению первой Энциклопедии философских наук и указанию Гегеля на то, что его энциклопедическое изложение закладывает основу дальнейшего развития познания, «обосновывает дальнейшее развитие»

Основой такового развития оказывается то, что, во-первых, наука проявилась как познание, которое само есть путь порождения для себя свободы, и которое есть движущееся понятие, и, во-вторых, философия в гегелевской системе знаний определилась, как познание необходимости содержания абсолютного представления, как осуществленное движение, как постигнувшая свое понятие. Однако главное, в-третьих, определяется тем, что дух получает себя возвращение (к природе от философии духа), но не в непосредственности, а в указанном Гегелем смысле, что закладывает не только воспроизведение его философии, но и ее развитие (ее для нее продолжение), как современное содержание диалектической философии.

Б. Разрешение указанного Гегелем противоречия для духа (или для снятия смыкания природы только с логическим) оказывается возможным не через снятие, а через определение собственного единства природы и логического, как объективного бытия: воспроизведение философии Гегеля. Для него движение или дальнейшее движение есть процесс утверждения, в котором наука проявляется как уже объективное познание (в силу объективности природы), и предпосылкой которого является всеобщность в качестве процесса в себе объективно сущей идеи. Иными словами, в знающем себя разуме происходит деятельность всеобщего познания, как объективное полное выражение бытия.
    А вот последующее движение существенно не столько в собственном значении постижения, сколько в духе, причем в движении в новой сфере [1. Т. 6. С. 318] – в современном диалектическом познании. Это движение есть процесс утверждения и развития умозаключения, на основании которого определяется завершение науки логики, как процесса в себе объективно сущей идеи. Иными словами, во всеобщности в познавшем себя разуме происходит деятельность постижения, как полное выражение тотальной объективности. В этом значении определяется процесс утверждения и развития умозаключения о духе, в котором наука проявляется как объективное познание, предпосылкой которого является всеобщность в качестве процесса для себя объективно сущей идеи, теперь уже неотрывной для нас от процесса миросоздания, а не только в бытии.

Но таковое развитие философии Гегеля, во-первых, не является ее воспроизведением, ибо утверждается уже процесс для себя объективно сущей идеи, поэтому, во-вторых, оно существенно, как… не принадлежащее философии великого мыслителя, и именно это противоречие обеспечивает жизненность философии Гегеля и ее продолжению, как для нее новому.
    Относительно этого Гегель написал следующее.
    «В своем уходе в себя он [дух] погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее наличное бытие сохранено в этом мраке; и это снятое наличное бытие – прежнее, но вновь рожденное из знания – есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовное формообразование. В нем дух должен столь же не предвзято начинать сызнова, придерживаясь его непосредственности, и заново вырастить себя из него, словно все предшествующее было потеряно для него, и словно он ничему не научился из опыта предшествующих духов… все же начинает он на ступени более высокой» [1. Т. 4. С. 433-434].
     Дух познал себя в философии Гегеля и должен продолжать свое развитие, из чего следует продолжение философии Гегеля, как новое диалектическое познание.
    Развитие духа продолжается, но не только в философии Гегеля (ее воспроизведение), но и для нее, выходя за ее пределы – для нового для нее, т.е. для нового диалектического познания; это – очевидное и понятное утверждение, но которое не было осмыслено до появления современной диалектической философии.

Сутью продолжения философии Гегеля или нового диалектического познания является осознание не столько смыкания природы и логического, сколько логического и духовного в единстве, что выражается в том, чтобы понять снятие отчуждения духа и, по словам Гегеля, сделать веру непосредственно близкой каждому.

В. Итак, рассуждения о продолжении философии Гегеля, как диалектической философии (и только  в этом смысле ее саму требуется понимать) на основе нового познания («на ступени более высокой»), есть объективное положение, требующее реализации.
     Проявляя исходные данные и положения, как обозначенные в трудах Гегеля, так и новые, запуская во второй раз движение на основе конструирующего сам себя пути (движения) исследований, следуя движению познания «вперед от содержания к содержанию», диалектическое познание актуализируется сызнова: наука сызнова* и Воспроизведение, как область познания; и современная диалектическая философия актуализируется.

Продолжение философии Гегеля есть продолжение актуализации вообще диалектической философии в бытии, оно через современную диалектическую философию определяет и полагает Новейшую философию; и только в ней наука проявляется как объективное познание в качестве процесса для себя объективно сущей идеи, а философия в современной системе знаний определяется, во-первых, как Философия, и, во-вторых, не столько как осуществленное движение, а как постигнувшая свое понятие и как освободившееся от своих форм познание – постижение.

Г. В современном диалектическом познании термином «Новейшая философия» обозначается конструируемый современный диалектический комплекс сверхчувственного и чувственного познания, учитывающий в полной мере философию Гегеля, но не возводящий ее на абсолютный пьедестал. 
    Новейшая философия не является ни собственным продолжением, ни частью, ни производным философии Гегеля, хотя современная диалектическая философия составляет с философией Гегеля различенное единство.
    Новейшая философия исходит из диалектической философии, см. также «О: о различении диалектической философии».

Новейшая философия
есть
продолжение [актуализации в бытии] диалектической философии.
    Новейшая философия оказывается составным процессом, в котором, в частности:
- в воспроизведении философии Гегеля определяется 1) умозаключение о смыкании природы с логическим, в котором наука проявляется еще как субъективное познание, т.е. основание, взаимодействие с естествознанием, науками и актуализация областей познания Новейшей философии, но когда остается еще непреодоленное ограничение духа, в частности, когда он представляет собою посредствующий момент процесса в себе идеи; 2) умозаключения, в которых наука проявляется как объективное познание, и утверждается снятие отчуждения духа;
- в собственно Новейшей философии, синтезирующей воспроизведение и развитие философии Гегеля, определяется тотальное постижение, существенное в духе, причем в движении в новой сфере [1. Т. 6. С. 318], когда определяется 1) процесс утверждения и развития умозаключения о духе, в котором наука проявляется только как объективное познание, предпосылкой которого является всеобщность и внеположенность, в качестве процесса для себя объективно сущей идеи, теперь уже неотрывной для нас от процесса миросоздания и 2) неизбежная и необходимая составляющая, основа и защита нового движения познания, но не его суть, и основа для современного развития диалектического познания.

Если философия Гегеля есть познание для духовной пользы людям, то Новейшая философия есть познание для спасения.


* - для воспроизведения философии Гегеля существенна сама наука.


Дополнение. 
Продолжение диалектической философии не только обозначено научными аспектами, оно в своем начале мерцает моментами пройденного исторического пути. Недаром Гегель писал, что «то, что является первым в науке, должно было явить себя первым также и исторически» (курсив Гегеля. – ПРИМ.) [1. Т. 5. С. 75]. Поэтому не должно показаться удивительным также и то, что, как и философия Гегеля, формировавшаяся на рубеже XVIII и XIX вв. при становлении капитализма (тогда – в Германии), продолжение его философии начинается при становлении капитализма (вновь) опять же на рубеже веков (теперь – в России).


ЛИТЕРАТУРА
:
1. 
Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.

См. «Философии Гегеля воспроизведение» и «Современная диалектическая философия».