Аналитическое познание.
- 25.01.08 г. -


А. Аналитическое познание, или познание проявлений, – один из способов осуществления познания, в основном, рассудочного познания, когда требуемое различие (для) познаваемого имеется либо лишь как предположение, либо остается как полагаемая, но не достигаемая рассудочным познанием разность его внутри себя. Иными словами, аналитическое познание превращает исходный материал в рассудочные понятия, которые оказываются схваченными без опосредствования, исходят лишь из самого наличия познаваемого. Поэтому аналитическое познание начинает с некоторого предположенного, единичного и конкретного, причем данного в обстоятельствах или в условиях, зачастую, просто имеющегося. Из этого следует, что аналитическое познание схватывает лишь внешние  различия, а его движение основывается на определениях исходного материала. Более того, таковое движение оказывается не присущим, а вызванным, положенным возможностью нового анализа, от которого в обсуждаемом познании нет возможности отказаться. И любое последующее (умозаключение) в аналитическом познании всегда, каким бы оно ни было, оказывается определением вновь с учетом предыдущего анализа. 
    Таким образом, аналитическое познание есть определение чего-то вновь и вновь некоторого конкретного, причем того, что уже вобрано в абстрактную форму, затем – анализ конкретного и определение абстрактного, которое явилось результатом предыдущего анализа, можно сказать, упорядочиванием воспринимаемого многообразия. 
    Поэтому аналитическое познание не достигает различий познаваемого, а лишь движется по различиям его явлений или частей, их соединений или отделений, не осуществляет движение вглубь познаваемого. Именно поэтому, кстати, аналитическое познание нередко начинает с данного в условиях и, зачастую, определяется в форме задачи, относящейся к познаваемому, но не являющейся, очевидно, ни им самим, ни содержанием познания. Но в этом также проявляется противоречие аналитического познания, как простого познания, конечного познания или познания проявлений, ибо оно, в том числе, приходит к таким определениям, которые не положены задачами аналитического познания. И хотя это объективно вызвано неизбежностью перехода к опосредствованию, на деле получается, что в неразличности аналитическое познание выглядит синтетическим познанием, т.е. даже  зачастую представляется не собою, но все же остается собой, в частности, потому что даже новые определения остаются для него суть информацией, данными.

Итак, во-первых, аналитическое познание ограничено.
    Во-вторых, аналитическое познание зачастую оказывается повторением анализов. И, несмотря на то, что определение целого продолжается в определении части, а причины – в действии, все равно аналитическое познание остается последовательностью анализов.
    В-третьих, аналитическое познание присуще рассудочному познанию и ограничивает его собою.
    В-четвертых, для аналитического познания всегда имеется противоречие; хотя именно оно приводит к некоторому пониманию синтетического познания (а от него уже возможен переход к пониманию диалектического познания).

Аналитическое познание, по сути, не познание, а уточнение, доопределение.


Б. В Новейшей философии явно прослеживается отход от общепринятого аналитического познания. Оно игнорируется как уже отжившее и неэффективное по сравнению с диалектическим познанием, его формами и методами, что было понятно со времен актуализации гегелевской философии. В этом смысле, действительно, общепринятые сейчас научные формы явно не подходят Новейшей философии, но не являются ее оковами, не могут являться, так как опутывают не ее, а современное научное познание.


См. «О науках»

[«Синтетическое познание», «Диалектическое познание», «Диалектика как познание», «Синтез», а также «Познание» и «Противоречие познания»].