Диалектическая терминология.
- 04.12.08 г. (Редакции: 25.01.08 г., 04.12.08 г.)

"Без знания терминов диалектической философии
понимание и изучение ее будет малоэффективным".
Автор Новейшей философии.

Диалектическая терминология – наука субъективной гносеологии (в) Новейшей философии  [подразделение всеобщей гносеологии], изучающая понимание и значения терминов, диалектических терминов (диалектические определения, онтологические определения и моменты изложения диалектической философии) и (обычных) терминов, в том числе:
- происхождение, функционирование и содержания естественнонаучной, общественнонаучной и публицистической лексик, в том числе значений их терминов, в частности, рассудочных определений и обычных определений;
- происхождение, функционирование и содержания лексик реальных философий, диалектической философии и эзотерических текстов, в том числе значений их терминов и их смысловые нагрузки на языках первоисточников и в переводах;
- образование, эволюцию и значения реальных философских определений и диалектических терминов,
- моменты изложения диалектической философии.

Диалектическая терминология не зависит от исследований, установок и состояний обычной логики* и  наук.

 А. Диалектическая терминология служит, в первую очередь, восприятию и пониманию диалектической философии и, тем более, Устной диалектики**, которые нельзя понять (в связи с их соответствующим конструированием) без знания диалектических терминов, способов их сочетания и раскрытия их значений. Иными словами, без знания соответствующих терминов понимание и изучение диалектической философии будет малоэффективным, а чтение диалектических текстов будет бессмысленным и сопровождаться глупой критикой или такими комментариями, как «темна вода» (ленинское изречение при конспектировании труда Гегеля «Наука логики»).

В диалектической текстологии для упрощения изложения и восприятия диалектических знаний изучены и систематизированы  стили, формы и способы изложений диалектической философии и Новейшей философии и выработаны упрощенные стили и варианты изложения их текстов.

Исследования диалектической терминологии осуществляются в целях
- формирования знаний о терминах,
- выделения категорий диалектической философии,
- определения значений и смысловых нагрузок терминов диалектической философии и Новейшей философии,
- определения исключительных терминов Новейшей философии,
- определения значений терминов и их смысловых нагрузок на языках первоисточников и в переводах,
- создания, развития и обогащения системы терминов Новейшей философии,
- получения новых терминологических значений, которые не являются знаниями, но случат поводом к осуществлению соответствующих исследований; этот аспект важен как для теоретических разработок, так и для решения практических задач, в том числе для исследований по искусственному диалектическому интеллекту,
- развития и обогащения совокупности терминов Новейшей философии,
- правильного использования терминов в текстах***.

Главная задача диалектической терминологии – определение и объяснение существующих диалектических терминов, используемых, в первую очередь, в Новейшей философии, развитие и обогащение их системы и системная актуализация их новых терминологических значений и всей их совокупности, а также актуализация новых терминов, существенных для современных познания и исследований.

Одной из важнейших первичных задач диалектической терминологии было установление 1) значений и взаимосвязей терминов «логика» и «наука», 2) значений и взаимосвязей терминов «сознание», «мышление» и «познание», а также 3) различий терминов «мышление», «рациональное мышление», «рассудочное мышление» и «диалектическое мышление» и, соответственно, 4) значений их базовых положений - «отражение» и «воспроизводство», тем самым, 5) основ терминологического аппарата для создания концепций вне-бытия и человеческого сознания.

Важнейшими практическими задачами диалектической терминологии является установление
- различий в тождествах ряда терминов и их трансцендентных значений, например, «философия» и «диалектика», трансцендентные выражения которых установлено в тексте выделять курсивом: философия;
- логических тавтологий, (обычных) тавтологий, риторических фигур, семантических плеоназмов и использования зависимых слов в философских и эзотерических текстах, например, вместо «черная магия» (магия всегда «черная») следует использовать просто слово «магия»;
- смыслов и образов терминов, использующихся в разном значении или позиционировании (напр., в положении, позиционированном как объект, или как момент, или как процесс): например, было установлено различие терминов «общество», «социальный организм» (Конт) и «социум», соответственно, оппозиции терминов «общественный» и «социальный», а также доказана возможность  использования сложнопозиционных определений (напр., «общественно-социальный»); 
- смыслов и образов словосочетаний однокоренных слов, использующихся в разном значении или позиционировании: например, разрешено использование в одном предложении ряда разнокатегориальных однокоренных слов, причем даже такой последовательности терминов как «определение определенного определения» или «явление проявления» (но не «явление явления»).
    Поэтому неудивительно, что для Новейшей философии существенны различения и особое использование многих терминов, не характерные для наук, и использование различений терминов, не характерных для обычной логики, наук и литературных изложений.

 Б. В диалектической терминологии установлены правила и принципы образования и использования ряда диалектических терминов.

В диалектической терминологии установлены правила сочетания и использования некоторых диалектических терминов, выявленные в диалектической текстологии, в первую очередь,
- сложнопозиционных определений, которые выражают взаимодействие различных или разнокачественных аспектов или граней одного нечто или явления (упрошено - как, например, «темно-синий»);
- совокупности однокоренных слов, если они разнокатегориальны или разнокачественны.

В диалектической терминологии установлены принципы объективного, исторического, лингвистического и субъективного образования вообще терминов; в частности, установлено, что терминообразование, а также различение и использование диалектических терминов может быть осуществлено по-разному:
- в тождествах, что было применено при раскрытии смыслов диалектических терминов «философия», «диалектика», «сознание», «мышление» и др.; в этом случае имеется ряд (диалектических) значений****, но обычно (в науках) понимается только одно - отсюда скудность обычной логики и обычного познания;
- в трансцендентальности, например, «диалектика» и «диалектика»; в этом случае трансцендентальный диалектический термин выделяется курсивом; рассмотрение природы и значений этих терминов происходит только в Устной диалектике;
- в однокоренном построении, например, «философия», «действительная философия», «диалектическая философия», «реальные науки философии», «обыденная философия» и «философские науки»;
- в однокоренном позиционировании, - когда термины рассматриваются в разных своих ипостасях, например, а) как операция и операнд [напр., определение определения], или б) как осуществление, качество, объективность (или нечто) [напр., определение определенного определения]; указанное позиционирование используется только в диалектических текстах;
- в разных (оппозиционный, синонимический и антонимический) смыслах, например, {«общественный» - «социальный»}, {«общество» - «социоисторический организм» - «социум»} и др.;
- в разных (диалектических) значениях, например, «природа» и «природа»; такое различение используется только в диалектических текстах.

В диалектической терминологии установлены правила составления диалектических терминов, в частности, с помощью продуктивных суффиксов «-ость» и «-изм».

 Г. Диалектическая терминология имеет ряд направлений:
- определяющее направление, в котором уточнение значения термина сводится, фактически, к нахождению его современного значения, напр., эпистемология;
- сравнительное направление, в котором происходит сравнение использования (значений) термина в различных теориях, науках и учениях, напр., логический;
- уточняющее направление, в котором раскрываются различные значения диалектического определения, напр., снятие, которое имеет ряд значений;
- развивающее направление, в котором исследуются скрытые и новые значения термина, обозначаемые обычно уточняющим определением (прилагательным), напр., сложная рефлексия;
- соотносящее направление, в котором устанавливаются соотношения диалектических терминов;
- образующее направление, в котором происходит обозначение и создание новых терминов, в основном, связанных с исследованиями современной диалектической философии.

 Д.Результатом исследований и познания диалектической терминологии являются, прежде всего [постоянно дополняемые]
 а) знания о диалектических, эзотерических и научных терминах,
 б) знания о правилах различения, составления, построения и использования диалектических терминов,
 в) знания о системе диалектических терминов,
 г) новые диалектические и обычные термины, терминологические значения, слова и понятия,
 д) установленные соотношения диалектических терминов (напр., Истина и истинностный),
 е) система терминов Новейшей философии
др.

Результатом исследований и познания диалектической терминологии являются также 
 а) теория распознания, определения и образования терминов,
 б) теория системы терминов Новейшей философии,
 в) теория соотношения диалектических терминов.

 Е. Диалектическая терминология не является просто естественно сложившейся совокупностью терминов, а диалектические термины а) не являются инструментом, с помощью которого формируются знания Новейшей философии, и б) не имеют социально обязательный характер.

* - термин Гегеля.
** В предисловии к третьему изданию «Энциклопедии философских наук» Гегель писал, что, несмотря на значительные исправления, даже в третьем «издании книга также остается руководством для студентов, которые получают необходимые разъяснения лишь при слушании лекций» [Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л. – Т. 1. С. 5]. Иными словами, Гегель считал необходимым УСТНО разъяснять то, что он изложил в «Энциклопедии философских наук», т.е. некоторое, что не изложено в трудах Гегеля, имеет место быть; этого факта будет пока достаточно.
*** Стили, формы и способы изложений диалектической философии и Новейшей философии изучаются в диалектической текстологии, а переводы терминов с учетом специфики и развития оригинальных языков – в системной лингвистике субъективной гносеологии.
**** - в т.ч. однотождественных терминов и равнозначных слов или терминов.

Дополнение.
На сайте диалектические термины выделяются синим цветом и, рано или поздно, все они получат свое полное определение и во взаимной связи с остальными определениями, в т.ч. с понятиями рассудочного познания.

Продолжения:
- диалектическая терминология слова «философия» - пока см. «Философия: значение термина»,
- диалектическая терминология слова «диалектика» - пока см. «Значения термина "диалектика"»,
- диалектическая терминология слова «логика» - пока см. «Некоторые термины, включающие слово «логика»»,
- диалектическая терминология слова «общество»,
- диалектическая терминология: суффикс «-ость»,
др.

 См. «Всеобщая гносеология», «Категории диалектики, как теории познания»
и «Новейшей философии исключительные термины»

[«Однотождественные термины» и «Равнозначные слова или термины», «Система терминов Новейшей философии», «Диалектический термин», «Диалектических терминов соотношения» и «Системная лингвистика субъективной гносеологии»,
а также «Теоретико-практическая часть Новейшей философии», «Искусственный диалектический интеллект»,
а также «Субъективная гносеология» и «Дисциплины Новейшей философии»].

«Некоторые терминологические разъяснения…»

Прежний вариант статьи:  Архив: «Диалектическая терминология».