Категории диалектики как теории познания.
- 31.03.08 г. -

Начнем с того, что диалектика не имеет категорий*; категории присущи диалектической философии, ее теории познания, а последняя только в диалектической философии, для краткости, может называться диалектикой**.

В диалектической философии диалектическими категориями или категориями диалектики называются ее категории:
- во-первых, диалектические категории - это наиболее общее формы человеческого мышления, в частности рассудочные понятия, которыми оперирует человеческое мышление для определения и раскрытия сути познаваемых проблем (причем не являющиеся собственно категориальностями);
- во-вторых, в современной диалектической философии к диалектическим категориям также относятся предельные субъективные определения и такие рассудочные понятия и формы человеческого мышления, которые предельно точно и однозначно характеризуют то или иное некоторое, т.е. такие определения, для которых нельзя найти не только более широких понятий или форм, но и более конкретных понятий, форм или определений;
- в-третьих, в современной диалектической философии к диалектическим категориям также относятся образы непосредственных категорий.
    Диалектические категории, в отличие от категорий обычных наук, во всеобщем и наиболее концентрированном виде отражают свойства и отношения не только бытия и чувственного познания, но и вне-бытия и постижения***.

В отличие от наук, в современной диалектической философии диалектические категории 
 а) взаимно увязаны и соотнесены друг с другом,
 б) изменения и развитие их существа и отношений постоянно учитывается в диалектической терминологии,
 в) имеются в системе (однозначно выраженных и связанных между собой диалектических категорий).

К основным диалектическим категориям относятся:
- идея и Изначальность,
- свобода,
- вообщность и винтальность (не путать с витальным),
- мышление,
- миросоздание,
- определенность, объективность, содержательность и существенность,
- единство, синтез,
- опосредствование, рефлексия, снятие, положение, воспроизводство,
- сознание, дух,
- начало, Второе начало (см. Начала…), вне-бытие и пространство,
- диалектика,
- структурность, триада и квадрада,
- бытие, сущность и понятие,
- философия, диалектическая философия и наука,
- непосредственное сознание, самосознание и разум,
- знания,
- тождество и различие,
- единичное, особенное, всеобщее,
- конкретное и общее,
- возможность, существование и действительность,
- явление, закон,
- форма и содержание,
- причина и следствие,
- необходимость и случайность,
- человеческое мышление, человеческое сознание и человеческий дух.

Взаимное отношение диалектических категорий можно продемонстрировать следующими высказываниями Гегеля: «Разум есть дух» [1. Т. 4. С. 233] и «Понятие... оказывается единством бытия и сущности» [1. Т. 6. С. 27].

* Категория – наиболее общее рассудочное понятие или форма мышления, которым оперирует человеческое мышление  для определения и раскрытия сути познаваемых проблем. Иногда под категорией понимается устойчивый организующий принцип (процесса) мышления.
     К категориям отно­сят самые широкие по своему объему или значению рассудочные понятия или формы мышления, т.е. такие, для которых нельзя найти более широкие понятия или формы.
** В свое время В.И. Ленин определил, что «диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксизма» [2. Т. 29. С. 321]. Однако уже всем понятно, что развивающуюся на познании в духе, духовную диалектическую философию ну никак нельзя сравнивать с атеистическими марксизмом и материализмом, и что даже с точки зрения авторских прав диалектика может быть теорией познания только диалектической философии, основанной Гегелем. И еще, непонятно, почему в одной, отдельно взятой стране в современном образовании нормативно все еще действует указанная (идеологическая) установка В.И. Ленина, и бытует термин «категория диалектики».
*** см. «Исключительное познание современной диалектической философии».


ЛИТЕРАТУРА:
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.
2.  Ленин В.И. Полн. Собр.Соч. - 5-е изд.


См. «Собственные категории диалектики»,
«Новейшая философия», «Всеобщая гносеология»
и «Исключительное познание современной диалектической философии»,

[«Категории» и «Категориальности»].