Х и Y матриц развития общества концепция.
- 01.06.08 г. -

Концепция Х и Y матриц развития общества является междисциплинарной концепцией матричной социологии [одного из направлений научного познания Новейшей философии] и социальной философии Новейшей философии.
    Опорные и базовые положения этой концепции определяются на основе диалектического подхода при использовании гегелевской феноменологии и историко-аксиологического метода. При всей своей очевидности этой они достаточно сложны, поэтому пока выделим следующие моменты обозначенной концепции.

Общие институциональные моменты этой концепции определяются следующим.
    Согласно социологической теории институциональных матриц, в обществе взаимодействуют институты X и Y матриц, а тип общества определяется тем, институты какой матрицы в нем доминируют. Доминирующая матрица отражает образующий принцип социальной интеграции, хотя очевидно, что институты обеих матриц могут сосуществовать, например, субсидиарные личностные ценности уживаются с коммунитарными ценностями.
    На основе положений указанной социологической теории для концепции Х и Y матриц развития общества принципиально важными (опорными) институциональными моментами выступают следующие. Во-первых, в истории каждой страны имеет место устойчивое доминирование только одной матрицы, которая определяет рамки и пределы действия институтов из другой матрицы. Во-вторых, важнейшим фактором являются общественная инфраструктура и отрасли производства, приоритетные для обеспечения жизнедеятельности всего населения. В-третьих, одним из главных выводов теории институциональных матриц является то, что научно-технический прогресс и человеческая деятельность в целом не в силах изменить анализируемое свойство материально-технологической среды, превратив ее из коммунальной в некоммунальную или наоборот.

Одним из главным положений концепции Х и Y матриц развития общества является утверждение о том, что по мере развития государств изначально присущая им материально-технологическая среда все более проявляет себя и приобретает все более масштабный характер. В концепции Х и Y матриц развития общества это положение также увязывается с признанием самобытности и специфики развития любого народа, государства, с необходимостью учета его  культурно-исторических особенностей, особенно при рассмотрении вопроса стратегического развития общества (государства) и соответствующих общественно-экономических преобразований.

Опорным социально-философским положением концепции Х и Y матриц развития общества является утверждение о реальности различных путей модернизационного развития, в т.ч. принципиально отличных от западноевропейского варианта развития.
    Веберовская схема общественного развития зафиксировала модель преобразования традиционных обществ в современные. И хотя Вебер писал об уникальности социокультурной ситуации Западной Европы, обусловившей развитие западноевропейского капитализма, модернизация стала рассматриваться как европеизация или вестернизация. В рамках такого подхода появилось большое количество социологических, экономических, политологических работ, направленных на обоснование косности национальных традиций, ответственных за резистентность общества, за его сопротивляемость западному развитию. 
    Но эмпирические исследования по транзитологии обнаружили разнообразие переходных обществ, их внутреннюю динамику и высокую степень социальной дифференциации, которую невозможно объяснить, оставаясь в рамках веберовской дихотомии традиции и современности. А в 70-х гг. ХХ в. появились исследования Ш. Эйзенштадта, в которых была обоснованы 1) модель многомерной модернизации, учитывающей различные стороны изменения характера обществ в ходе их социально-экономической модернизации, и 2) необходимость отказа от однолинейной модели модернизации как уподобления западному образцу. В трудах таких авторов, как Р. Пандей, Дж. Джермани, Дж. Коулмен, Дж. Фостер, С. Хантингтон и др., также содержится критика западоцентризма в теориях модернизации и заложены теоретико-методологические основания для изучения концептуальных особенностей и возможностей модернизационного развития, отличного от западноевропейского.

В концепции Х и Y матриц развития общества показывается, обосновывается и раскрывается возможность различных вариантов модернизационного развития в рамках доминирующей институциональной матрицы, причем отличных от западноевропейского пути развития, при высокой вариабельности экономического и политического устройства.


См. «Общество», «Институциональная матрица»,
«Понимания развития общества: подходы и концепции»,
«Методы диалектической философии»

[«Социология», «Социология: парадигмы», «Редистрибутивная экономика», «Рыночная экономика», «Унитарное политическое устройство», «Коммунитарная идеология», «Субсидиарная идеология», а также «Матричная социология»].