Общественное мнение.
- 21.06.08 г. -


А. Общественное мнение – это общее мнение людей (практичеки) всего общества или его подавляющего большинства, а не отдельных групп. Общественное мнение – это социальный институт общества. Обычно считается, что общественное мнение может выражаться на совещательном уровне.
    В частном смысле общественное мнение – это совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни и т.д.
   Есть позиции, имеющие чисто буржуазные и идеалистические корни, определяющие общественное мнение как мнение не столько населения, сколько определенной группы людей, (хотя это уже, очевидно, мнение группы людей, а не общественное мнение). Эта позиция обусловлена следующими причинами. Неосновная  причина связана с тем, что термин «public» в труде Ж. Г. Тарда «Общественное мнение и толпа», актуализировавшего понимание общественного мнения в современном смысле, означал ту часть общества, которая имеет собственное мнение. Более того, в средние века в Европе феномен общественного мнения существовал только в среде элит, сводился, фактически, к мнению единомышленников. Вторая, главная причина связывается с желанием манипулировать мнением народа, для чего оно сводится к мнению определенной группы контролируемых лиц (например, оппортунистических профсоюзов).

В другом определении, принятом в социальной философии Новейшей философии, общественное мнение – такой социальный институт общества, который призван обеспечивать стабильное функционирование механизма перманентного реагирования на социально значимые проблемы и формирования устойчивых стереотипов, адекватно отражающих реальные социально-экономические и политические условия. Механизм перманентного реагирования заключается (должен заключаться) в формировании общественных оценок и вынесении суждений по социально-значимым проблемам, а также в коррекции социального поведения различных слоев общества и социально-экономического развития.

 Б. В основе появления общественного мнения лежат объективные интересы. Носителями интересов выступают, прежде всего, граждане как частные социальные субъекты, интересы которых образованы в соответствии с их социальным и экономическим положением в обществе и характером деятельности. Но проблема заключается, прежде всего, в их осознании и выражении. А для субъектов, наделенных правомочиями вырабатывать программы социально-экономического переустройства, проблема заключается в признании объективности интересов, выраженных посредством общественного мнения, и правомерности общественных претензий, готовности увидеть в общественном мнении не только «предрассудки» и «бесконечные заблуждения», но и истину.

П. Шампань, поясняя сложность понятия «общественное мнение», приводит ряд смысловых коннотаций, возникающих в процессе его определения. Так, понятие «мнение» может означать результат твердого индивидуального суждения (оно в этом случае синонимично «оценке», «взгляду», «уверенности», «убеждению») или, наоборот, неопределенное и субъективное индивидуальное суждение (оно означает тогда «впечатление», «воображение», «точку зрения», «чувство», «догадку», «подозрение», «предположение») или даже простое отсутствие любого суждения (это случай «веры», «предрассудка» или «предубеждения»). Это понятие может также обозначать уже не индивидуальный, а коллективный продукт и выражать как хорошо обдуманную, разработанную интеллектуально позицию (говорят же о «мнении церкви», имея в виду религиозную доктрину), так и совокупность «спонтанных» коллективных установок или представлений, разделяемых социальной группой. То же семантическое многообразие фиксируется Шампанем в отношении прилагательного «общественный», которое может квалифицировать то, что касается «народа», взятого в совокупности (и означает в таком случае «общее», «обобщенное»), также оно противопоставляется «частному» и обозначает то, что формально «открыто для всех», предполагает «коллективный» или «общий» интерес, «то, что не секретно», должно делаться «при свете дня», а также то, что общеизвестно.

Ближе всех к пониманию истинной природы общественного мнения был Гегель, который разглядел нравственные основы общественного мнения и увидел в нем не столько «предрассудки» и «бесконечные заблуждения», сколько истину его содержания. В общественное мнение, по Гегелю, входят «принципы справедливости, подлинное содержание и результат всего государственного строя, законодательства и вообще общего состояния дел в форме человеческого здравого смысла...». Он трактует общественное мнение как «всеобщее, субстанциальное и истинное», которое отражает «правильные тенденции действительности» и «связано в нем со своей противоположностью, со стоящим само по себе своеобразным и особенным мнением многих» [Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л. – Т. 7. С. 336, 337].

 В. Общественное мнение складывается из людских мнений, взглядов, позиций и т.п., формируемых под влиянием условий жизни, образования, идеологий, внешнеполитических факторов, цензуры, PR-действий и т.д. Формирование общественного мнения определяется социально значимой информацией, общественными толками, государственной пропагандой и др. факторами. Большую роль играют средства массовой информации и проводимая через них государственная политика в области идеологии, пропаганда, а также «сарафанное радио», слухи и т.п. На общественное мнение влияют воззрения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, а также личный опыт людей.
    Для количественной оценки общественного мнения проводятся опросы общественного мнения.
    Обычно для общественного мнения значение имеет проводимая в отношении него государственная политика (но не следует скидывать со счетов интересы и других государств), конечная цель которой – воздействие на общество.

В социальной философии Новейшей философии определяется, что при определенных условиях общественное мнение способно стать институциональным методом (средством) как для формирования целей, выработки программ, диагностики общественных трансформаций и корректировки реформирующего воздействия, так и в качестве когнитивного элемента трансформации социально-экономических стереотипов общества. Условием является становление организационных форм общественного обсуждения и участия. В этом случае для общественного мнения значение имеет публичность высказываний, а конечная цель – воздействие на политиков.


См. «Гражданское общество», «Диалектическая концепция развития общества» и «Роль личности в истории»
[«Институт социальный»].