Устная диалектика.
- 14.12.08 г. -

Устная диалектика – это система (правила и традиция) употребления, сочетания, прочтения и понимания смыслов понятий, определений, терминов* и контекстов в диалектических текстах как явлений тех или иных содержаний философии и Мира. Наличие таковых явлений есть качественное отличие диалектической философии от обыденной философии и от философских наук. Поэтому (в частности, относительно моментов и явлений) в предисловии к третьему изданию «Энциклопедии философских наук» Гегель писал о том, что студенты «получают необходимые разъяснения лишь при слушании лекций» [Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л. – Т. 1. С. 5]. Иными словами, Гегель считал необходимым добавлять и разъяснять только устно некоторое то, что не было изложено в его трудах**, но имеет место быть [в диалектической философии].
    Для понимания и использования Устной диалектики, кроме непосредственно ее материалов, служат диалектическая текстология и диалектическая терминология; без знания диалектических терминов и процедур формирования диалектических текстов их практически невозможно не только понять, что происходит сплошь и рядом, но и даже перевести на другие языки (напр., труды Гегеля на русский язык или изложения современной диалектической философии на немецкий язык)***. 
    Хотя, как и устное дополнение лекций, так и система и процедуры формирования и использования диалектических терминов и текстов, – это не прихоти Гегеля и не формальности вообще диалектической философии, а объективная необходимость.

В узком смысле назначение Устной диалектики состоит в том, чтобы раскрывать определенные смыслы диалектики (здесь: диалектической философии).

В широком смысле Устная диалектика понимается как совокупность основополагающих положений и смыслов существа и развития диалектической философии и ее учений, напр.,  Афетизма.

В широком смысле назначение Устной диалектики состоит в том, чтобы сохранить  основополагающие знания и смыслы диалектической философии и, самое главное, понимание учения, указанного Гегелем в «Энциклопедии философских наук», которое должно происходить (но не формироваться) на основе единства (как минимум) двух составляющих.

Особенны знания Высшей диалектики – трансцендентные знания диалектической философии, которые надежно защищены Устной диалектикой, потаенной философий Гегеля и, теперь,  Внешней сферой Новейшей философии.

* - например, всех значений термина «снятие».
** … однако в конспектах лекций нет моментов, не известных из Энциклопедии.
*** Еще в 2002 г. был обозначен т.н. лингвистический момент: основополагающие текстовые конструкции и построения современной диалектической философии излагаются в  форме, не имеющей однозначные переводы, в первую очередь, на английский и немецкий языки.

См. «Диалектика научно не познаваема»

[«Современной диалектической философии Смысл», «Диалектическая текстология: значение текста» и «Лингвистический момент»].