Положения развития современного образования:
общие положения развития современного (нового) образования.
- 23.10.09 г.


Анализ имеющейся ситуации и существующих подходов к проблеме реформирования имеющегося образования выявил то, что при осмыслении развития образования, главное, нет генеральной идеи, линии, обозначающей смысл реформирования, нет нового качества, которое предполагается достичь, реализовать. Поэтому все обсуждения сводятся к переменам в рамках имеющегося качества, без конкретных новшеств - все сводится к вопросу реализации выделенных средств, - вот, похоже, основная цель чиновничьего «реформирования образования».

С другой стороны, исследования Новейшей философии развития познания и актуализированного понятия системы познания и образования позволили не только выявить огрехи имеющихся обсуждений развития образования, но и сформировать новые принципы и специализированные концептуальные сферы для осмысления и проработки этого вопроса, а также предметные положения и компоненты для формирования программ развития образования.

Рассмотрим некоторые из них, которые важны как в концептуальном, так и в программном ракурсе.

На основе анализа обсуждения реформирования образования был сделан и обоснован вывод о том, что на базе имеющихся познания и системы образования, а также существующих подходов к проблеме его реформирования достичь существенных результатов и решить насущные образовательные задачи не удастся, кардинального развития образования не будет, более того, качественного прорыва не будет, да и не обсуждаемые негативы останутся.

Далее был выдвинут тезис о постепенном качественном изменении системы познания и образования в соответствии с современными социальными и мировыми вызовами и поставленными национальными задачами; при этом необходимо говорить именно о качественно новых целях и о качественном преобразовании образования.

В целях решения задачи развития образования был обоснован тезис о необходимости внедрения новых форм мышления, познания и образования и, одновременно, решения насущных задач именно на их основе, а не на основе существующих формально-логических комплексов, которые, как показывает практика, ни к какому результату привести не могут. Это логическое противоречие может быть решено только на основе диалектических инструментов, которые, поэтому, приобретают главное, первостепенное значение и должны стать базовыми в будущем образовании и познании.
    Поэтому диалектические формы становятся приоритетными в новом образовании и познании.

Была установлена парадигмальная основа для решения вопроса качественного развития образования: новая система знания и познания - Новейшая философия.
    Определено то существенное новое – современное образование, которое само требуется и которое теперь уже можно сравнить с имеющимся образованием (и не понятно, как без определения указанного различия - содержательных и целевых компонент планируемого образования и реформ, могут вестись разговоры о развитии образовании, если только речь не идет формально, для «галочки», или априори не подразумевается экстенсивное, заранее обреченное на отставание в своем развитии образование).
    Была афиширована концептуальная основа будущего образования.

Были установлены концептуальные принципы, обозначающие следующее:
- развитие нового познания и, соответственно, наук и образования – не только необходимо, но и неизбежно, т.е. имеет объективную составляющую, которая не учитывается в существующих подходах к проблеме реформирования образования,
- необходимы новые формы мышления, познания и образования, а не только модифицирование существующих,
- необходима новая система познания и образования, альтернативная познавательная система, адекватная современным реалиям и проблемам,
- необходимо качественное преобразование, а не просто реформирование системы образования.

Были раскрыты такие принципиально важные для современного (нового) образования компоненты как
- идея создания современного (нового) образования,
- всеобщие понятия и стратегические цели создания современного (нового) образования,
- основа формирования новой системы образования - Новейшая философия как основа формирования новой системы познания и образования,
- предметная мыслительная сфера,
- концепты по теме актуализации современного (нового) образования,
- концепт нового и современного образования,
- принцип создания современного (нового) образования - диалектический лейтмотив реформы образования,
- инструмент осмысления и решения задачи создания современного (нового) образования - новологический комплекс,
- Пятнадцатилетняя политика сохранения знаний и методологии общественных наук.

Анализ развития познания и актуализированного понятия системы  познания и образования в Новейшей философии обозначил ряд положений, относящихся к концепту актуализации современного (нового)  образования, в первую очередь, следующие.
    1) На современном этапе развития общества речь должна уже идти не столько о преодолении негативов имеющего место традиционного образования, с которыми в существующей его системе справиться нельзя, а о создании… современного (нового) образования, качественно отличного, нового, в процессе создания которого можно избежать создания условий для зарождения и развития, по крайней мере, известных негативов.
    2) Новый подход к системе познания и образования основан не на реформировании существующего образования, включающем введение новых учебных и организационных форм, а на постепенном качественном изменении системы познания и образования в соответствии с современными социальными и мировыми вызовами и поставленными национальными задачами.
    3) В существующих условиях для актуализации современного (нового) образования необходимо создание отдельной его системы, которая на первых порах может быть сведена к единичным реализациям, к отдельным новым вузам, образовательный и исследовательский процесс в которых должен выстраиваться на новых принципах и на основе новой методики.
    4) Одним из ключевых моментом концепта актуализации современного (нового) образования в России (а не реформировании существующего образования) является внедрение современной диалектической познавательной базы, имеющей собственную концептуальную основу и призванной в определенной части заместить существующие формально-логические комплексы, что также говорит о принципиальной новизне диалектического концепта развития образования, обеспечивающего постепенную трансформацию изнутри существующей системы образования по существу.
    5) На основе старого познания и существующих подходов к проблеме реформирования образования кардинально развить его не получится, однако при этом в Новейшей философии уже созданы новые парадигмы, предметная сфера и система знания и познания, позволяющие по-новому осмыслять происходящие в сфере образования и в обществе в целом процессы и формировать условия и процедуры качественного роста и изменений образования.

Современное (новое) образование должно позволить не только избавиться от многих пут в различных сферах познания, но и осмыслить современные проблемы общества и общую картину мира, что уже не возможно на базе существующих, во многом уже деградирующих наук и соответствующего образования.
    В частности, современное (новое) образование призвано изменить унаследованный с советских времен образ мышления, который в теперешние времена уже устарел и стал реакционным, именно поэтому многие проблемы не могут быть решены ни учеными ни чиновниками.


См.  «Первое последствие искажения гегелевской логики, или об одном из путей к решению насущных проблем России»,
«Обсуждения проблемы реформирования существующего образования»,
«Необходимость создания новой системы познания и образования»,
«Новейшая философия - основа формирования новой системы познания и образования»,
«Новологический комплекс: общие положения»


[«Причинность современного (нового) образования»,
«Концепты для программ реформирования образования», в т.ч.
- «Концепт актуализации современного (нового) образования»,
- «Концепт нового и современного образования»),
«Модернизационное обоснование концепта современного образования»,
«Идея и базовые положения актуализации современного (нового)  образования»,
«Смысловые положения и задачи концепта современного (нового) образования»,
«Функциональные положения концепта современного (нового)  образования»,
«Принципы создания нового и современного (нового) образований»,
«Система учреждений нового образования; Новый государственный университет»].


Облачная зона по этой теме закрыта до новых дискуссий.