Объективный экзистенциализм: становление.
- 31.01.10 г. -

Объективный экзистенциализм или неоэкзистенциализм – область познания Новейшей философии, он является одним из центральных исследований диалектического учения о человеке.

Знания, составившие объективный экзистенциализм, сначала формировались в качестве диалектической оппозиции (развития) учению о субъективном духе Гегеля, в которой были выделены аспекты, не рассмотренные великим мыслителем вообще или достаточно подробно, но которые приобрели огромное значение в современном обществе и для современного диалектического познания, например, «мыслительное существование» человека, сопрягаемое с его индивидуальностью, личность и др.
    При этом оказалось, что необходимо было решать как давно известные, так и новые проблемы, которые обходятся стороной в науках или замалчиваются. В частности, проблема квалитативности экзистенции впервые была поставлена и решена в Новейшей философии (эти знания до сих пор остаются ее актуальным ноу-хау). Это, в свою очередь, позволило решать новые задачи, возникающие в связи с диалектическими открытиями, а также научные несоответствия, например, внутреннее противоречие экзистенции и отношение ее понятия к понятию «личность». Это, далее, привело к переосмысливанию самой экзистенции, в первую очередь, в целях исключения ее различного конкретного понимания в разных направлениях экзистенциализма. И важность этой категории для Новейшей философии значительно возросла. Затем была получена диалектическая трактовка и, потом, новое понятие экзистенции, которые определили новые знания, в т.ч. и о сугубо научных предметах, например, об искусственном интеллекте и о невозможности его создания на основе имеющихся представлений.
    При этом и понимание специфики существования человека в мире и соответствующих иррациональных моментов получило значимые расширения и приложения. А экзистенциальный вопрос о том, что человек обретает себя в процессе своего существования, привел не только к новому осмыслению извечных вопросов – смысла жизни, предназначения человека и др. – но и к осмыслению нетрадиционных для наук вопросов о всеобщем предназначении человека и о его жизни после разрушения физического тела (после физической смерти), что впервые в истории наук и теологии было рассмотрено на основе всеобще логических рассуждений (не рационалистически логических рассуждений) и заложило основы новых областей познания. Эти вопросы получили теоретическое описание, а также были установлены их целевые и праксиологические аспекты, что, в свою очередь, определило появление диалектических дисциплин, осмысляющих по-новому смысл и цели жизни человека, его отношение к религии и т.д., что привело к постановке необычного до селе вопроса об определении всеобщих стратегии и линии поведения человека в жизни, включающего понимание стратегии и тактики самостного поведения и жизни человека во всеобщих и вневременных смыслах (а существование человека в обществе, его социальная и экономическая жизнь и проч. изучаются с социальной сфере Новейшей философии). Впоследствии была сформирована отдельная наука – диалектическая эсхатология – которая, в частности, занимается вопросами сверхчувственной жизни человека*.
    Открывшиеся просторы изысканий и возможности корректировки всеобщих смыслов жизни человека потребовали фундаментального осмысления базовых для них положений, в частности, экзистенциального в диалектической трактовке переосмысления учения о субъективном духе Гегеля. В результате этого оказались переработаны представления об экзистенциализме, что стало вторым фактором формирования объективного экзистенциализма.
    Для процесса переработки представлений об экзистенциализме базовыми были выбраны не только его известные достижения и наработки, хотя и в контекстах гегелевского учения о субъективном духе, но и, главное, сформированный в экзистенциализме специфический тип рациональности, отличный от научного и, как известно, избавленный от аналитичности и догматического детерминизма. Это совпало с потребовавшимся в процессе развития гегелевского учения о субъективном духе осмыслением аспектов жизни человека, таких как творчество, совесть, ответственность и др., ряд из которых, так или иначе, был осмыслен в экзистенциализме. Однако главным оказалось то, что имелась возможность учитывать не только широкий спектр мнений, хотя зачастую обусловленный так еще и не исключенными в науках различиями направлений экзистенциализма, но и ошибки во взглядах их наиболее ярких представителей, проработавших значимые темы (в основном, атеистического экзистенциализма: Хайдеггера и Сартра). Причем важными оказывались не только выявленные тематические ошибки,  противоречия и квалитативные взгляды представителей экзистенциализма, но и их ошибочные взгляды на философию Гегеля, на ее отдельные положения, особенно Сартра, что в ряде случаев с учетом понимания причин или формы ошибочных представлений позволяло однозначно интерпретировать экзистенциональные представления в диалектиком русле.
    В процессе переработки и развития представлений экзистенциализма немаловажным оказалось и известное противостояние диалектической философии и аналитической философии, в т.ч. философии сознания. Осуществленная в Новейшей философии идентификация негативной части philosophy of mind оказалась методологически полезной и позволила не только верифицировать экзистенциальные методологические инструменты, но и выявить ряд существенных теоретических положений, например, квалитативность ряда представлений экзистенциализма, что в существующем объеме диалектической критики философии сознания позволило вскрыть ряд содержательных положений (а последовавшие исследования объективного экзистенциализма оказались весьма важными для исследований Новейшей философии в областях, обозначаемых philosophy of mind).
    Имеются и иные компоненты становления объективного экзистенциализма.

Необходимо отметить, что в процессе становления объективного экзистенциализма был решен ряд задач, и обнаружились положения, на которых необходимо хотя бы кратко остановиться для понимания существа этой области познания Новейшей философии.
    Первое, что нужно отметить, так это решение ряда понятийных и методологических проблем, в первую очередь, освобождение понятия экзистенции от ее противоречивости и квалитативности. При этом главные экзистенциальные моменты – то, что жизнь человека связана с постоянным ее осмыслением, чувствами, сомнением и переживаниями, то, что человек должен привносить смысл в свое существование, и др. – не только не были исключены, но и получили развитие, более того, объективные основания. А в связи  с ними и объективным определением экзистенции и ряда других понятий, чего не было и не могло быть в экзистенциализме (во всех его направлениях), были даны однозначные идентификации таких принципиально важных категорий как «я человека», «жизнь человека» и др., а также были логически осмыслены иррациональные для наук понятия, такие как, например, «душа человека». Это открыло широкие возможности для сверхчувственного теоретизирования и осмысления ряда теологических вопросов.
    Объективные понятия (а не чьи-то субъективные представления) дали возможность по-новому осмыслять жизнь и предназначение человека, которые обычно только интуитивно и относительно понималось в экзистенциональных штудиях, и создали условия для актуализации новых видов познания (например, соответственно, тактика самостного поведения человека в жизни и диалектическая эсхатология). Введение объективных представлений имело большое значение для методологии, существенно влияющей на процессы познания и на создание новых представлений (например, оказалась решенной проблема интенсиональных аспектов рассуждений Декарта, влияющая на широкой круг дискуссий вокруг дуализма и на обоснование теоретических основ ряда новых направлений исследований).
    Для обоснования ряда новых положений были использованы не только диалектические ресурсы и новый тип рациональности, обозначенный экзистенциализмом, но и диалектически осмысленное выстраивание методологических порядков экзистенциональных возможностей, освоенных в онтологичности и в логике, как того требует диалектика, собственно, что и позволило актуализировать собственные методические возможности объективного экзистенциализма. Так экзистенциальное познание обрело свои строго обозначенные исследовательские ресурсы, чего ранее быть не могло в принципе, и при этом были реструктурированы некоторые положения объективного экзистенциализма.

В итоге был получен и замкнут ряд понятийных кругов экзистенционального познания, причем в смыслах гегелевского круга кругов, что стало предельно важным не только для категориального аппарата и методологии объективного экзистенциализма, но и для новых форм и направлений исследований Новейшей философии.

Далее, однозначная категориальная база и строгие методологические возможности позволили установить однозначные отношения объективного экзистенциализма с рядом научных исследовательских областей, в том числе с philosophy of mind. Это позволило по-новому высветить их текущие парадигмальные, категориальные и методологические трудности. (Хотя, конечно же, для осмысления этих вопросов в объективном экзистенциализме использовались ресурсы науки сознания, являющейся центральным звеном для развития Второй Энциклопедии философских наук, как и труд Гегеля «Наука логика» для первой Энциклопедии.) Например, были переосмыслены и по-новому позиционированы всем известные трактовки представлений Декарта, в т.ч. в негативной части philosophy of mind.
    Обозначившееся соотношение объективного экзистенциализма и иных областей познания Новейшей философии, а также ряда наук, позволило установить не только некоторые системные отношения, например, объективного экзистенциализма и philosophy of mind, причем с конкретным разделением предметных областей, что предельно важно, например, для современного состояния дискуссий в философии сознания, но и диалектические предметные зависимости, например, (триада) учения о субъективном духе, объективного экзистенциализма и диалектической эсхатологии, причем последняя получила значимый импульс в своем развитии в связи со строгим определением экзистенции, жизни человека и иных понятий, правда, некоторые из которых остались иррациональными наукам.
    Но не только предметные развития существенны; важным являлось понимание ряда аспектов для реконструкции системы науки.
    А новые понятийные круги экзистенционального познания были замкнуты на порядки ряда предметных областей познания Новейшей философии, причем опять же в смыслах гегелевского круга кругов. С другой стороны, было зафиксировано предметное влияние ряда областей познания Новейшей философии и некоторых наук на категориальные и предметные представления объективного экзистенциализма.
    Таким образом, объективный экзистенциализм оказался не только каузально определенным, но и органично вмонтированным в систему наук диалектической философии, в то же время представляя собою одну из базовых областей познания диалектического учения о человеке.

Итак, появление объективного экзистенциализма вызвано объективными причинами и связано со снятием ряда субъективных и относительных представлений о человеке, которые бытуют в науках и, в первую очередь, в экзистенциализме, что в целом и обусловило название обсуждаемой области познания Новейшей философии.

Остается добавить, что развитие объективного экзистенциализма определило развитие стратегически важной для Новейшей философии теофилософии, в том числе ее представлений о предназначении человека и ее важнейших концептов, например, Нового неба. Таким образом, объективный экзистенциализм оказался весьма полезным для актуализации фундаментальных знаний и ряда базовых исследований Новейшей философии.


* Диалектическая эсхатология предназначена, в основном, для осмысления в контексте посылки о завершении Мира (о конце света) в теологическом и нравственном аспектах смысла, цели и предназначения жизни человека, стратегии и тактики его поведения и осуществления им своих предназначения и действий, причем как индивида, так и как члена общества.

См. «Система науки: начало реконструкции»,
«Проблемы искусственного интеллекта», «Philosophy of mind и ее негативная часть»,
«Теофилософия»,
«Диалектической философии предназначения»

[«Диалектическая эсхаталогия», «Новое небо»,
«Экзистенциализм», «Экзистенция», «Экзистенции виды»,
«Энергетная медицина», «Субъектная психология», «Эгософия»].