Причины изучения модернизации.
- 22.04.12 г. -

Теперь, уже подводя в некотором смысле черту под изложением очередной группы размышлений о модернизации и ее исследованиях, стоит обобщить функциональные причины изучения модернизации, выявленные в процессе актуализации диалектической теории модернизации.
    Раньше это было нецелесообразно делать, особенно без понимания качественно нового значения самой модернизации, в свою очередь, которое обозначилось лишь при рассуждениях об основе познания - о логике, о которой и было сделано некоторое отступление*.
    То есть исследования модернизации оказались обусловленными не только внешними, объективными факторами, что, конечно же, должно было быть, но и рефлексивными факторами, в частности, связанными с совершенствованием самих процессов познания.
    При этом для изучения модернизации оказались существенными не только новые положения, но и переосмысленные известные положения, зачастую взятые в новом качестве.
    С другой стороны, модернизационные исследования дали толчок к развитию современного диалектического познания: например, именно на их основе был обозначен комплекс понятий диалектических исследований и т.д.
    Тут надо отдельно отметить, что рассуждения о модернизации, которая всеми справедливо связывается с инновациями, сами стали ярко инновационными, и при этом обнаружилась их принципиально новая рефлексия в себя, в принципе не исследованная в философии Гегеля. Она является одним из важнейших открытий современной диалектической философии, весьма серьезно развивающей гегелевский путь познания, но это - отдельная тема.
    Сейчас принципиально важным является то, что диалектические модернизационные теоретизации оказались имманентными развитию познания и по духу, и по методам, даже стали их составной частью, а также основой создания новых познавательных инструментов и развития вообще логики. В этом смысле диалектические модернизационные теоретизации инновационны сами по себе, поэтому имеют право образовывать рассуждения о развитии себя, познания и общества. И никакие другие исследования модернизации не обладают этими свойствами и являются внешними к предмету, поэтому не эффективны, и в науках нет представлений о модернизации.
    При этом, в частности, причины изучения модернизации оказались особенным в системе модернизационных теоретизаций, подлежащим осмыслению именно в их ходе, а не составляющим некие вводные или внешние положения (это - важное замечание, которое не может быть понято в науках).
    Поэтому для фиксации проведенного этапа модернизационных рассуждений, включающих обозначенное отвлечение на логику, и для подготовки концептуальной основы для последующих рассуждений о модернизации целесообразно хотя бы в целом рассмотреть уже обозначавшиеся аспекты причин ее изучения (с другой стороны, также являющихся и аспектами модернизационных исследований, ряд из которых тоже уже был обозначен).   
    Изложить и некоторым образом пояснить причины изучения модернизации, которые отражают указанные выше аспекты, в первую очередь, развитие познания и новых представлений вообще о логике следует и потому, что а) нужно подчеркнуть важность вообще изучения модернизации для познания, для общества и для любого отдельного человека (что принципиально ново для наук), и б) необходимо внести некоторую ясность в вектора дальнейшего изложения вопросов модернизации.
    При общем определении причин изучения модернизации следует указать, прежде всего, три положения.
    Во-первых, причины изучения модернизации, точнее - их обособляемые положения и аспекты,  разнокачественны, но в тоже время они тесно связаны друг с другом, т.е. представляют собою совокупности ряда опосредствованных положений, теоретическое обоснование возможности которых было получено в Новой логике.
    Это, с одной стороны, определило возможность проведения исследований в диалектической теории модернизации не только на основе общеизвестных инструментов (методов и т.д.), но и на базе основе эксклюзивных разработок, например, комплекса предметных понятий диалектических модернизационных теоретизаций, который активно используется в ходе модернизационного проектирования, и даже отдаленного аналога которому нет и не может быть в науках.
    С другой стороны, обобщение предметных позиций с учетом открытий Новой логики позволило развить ее самой позиции, а также создать некоторые особые инструменты диалектических исследований, например, комплекс понятий диалектических исследований (вот конкретный пример одной из тем внемодернизационных исследований).
    Во-вторых, причины изучения модернизации могут быть объединены в группы:
- функциональные причины изучения модернизации,
- социальные причины изучения модернизации,
- знаниевые причины изучения модернизации,
- индивидуальные причины изучения модернизации.
    При этом ряд из причин изучения модернизации одних групп можно отнести и к другим группам или даже к предметным позициям модернизационных теоретизаций. Это, очевидное теперь положение имеет колоссальное методологическое значение и связанно не только с причинами изучения модернизации как особенным, но и с возможностью его исследования на базе новых логических средств.
    А сами группы причин изучения модернизации идентифицируют как некоторые соответствующие позиции исследований, так и даже отдельные специфические направления диалектических исследований, что напрямую связано с определением и особенностями модернизационного теоретизирования и ветвями его осуществления, чего в принципе не может быть в науках.
    Таким образом, группы причин изучения модернизации зачинают ряд исследований. Это вроде бы понятно, однако дело в том, что группы причин изучения модернизации не только обозначают новые аспекты самой модернизации, но и обозначают темы внемодернизационных исследований (это было продемонстрировано отвлечением на логику). И вот тут со всей очевидностью проявляется различие подходов и вариантов изучения модернизации и ее предназначений в современной диалектической философии и в науках.
    В частности, уже можно понять, что изучение модернизации в современной диалектической философии базируется на принципиально новых исследовательских инструментах, и оно стратегически нацелено на развитие вообще познания, - так что оказываются синтетически увязанными оба этих положения. Не только познание нужно для изучения модернизации, но и модернизация оказывается а) понимаемой в более широком смысле, чем в науках, и б) существенной для развития познания.
    В-третьих, таким образом, понимание модернизации расширяется; вот что ярко высвечивается и оказывается существенным при анализе причин ее изучения.
    Это можно, в частности, показать и на примере того, что каждая из групп причин изучения модернизации, обозначающая соответствующую уникальную ветвь модернизационного теоретизирования, полагает соответствующие конкретные общетеоретические внемодернизационные исследования, о результатах некоторых из которых уже можно сказать без ущерба для современных диалектических исследований, так как соответствующие  разработки недосягаемы из наук:
- функциональные причины изучения модернизации определили развитие инструментов познания, например, были актуализированы комплекс предметных понятий диалектических модернизационных теоретизаций, а также  комплекс понятий диалектических исследований, весьма важный для понимания многих проблем, например, искусственного интеллекта;
- социальные причины изучения модернизации определили возможности познания весьма значимой части жизни - общественной жизни, что, в свою очередь, позволяет изучать, а, значит, понимать саму жизнь, в т.ч. в ее общих и трансцендентальных аспектах, что важно для понимания, с одной стороны, смысла жизни человека и ее целей (см. ниже), и, с другой - конкретных сфер социальной жизни, например, уже стала очевидна суть будущей экономики, и появилось понимание того, как вести бизнес в ближайшем будущем, например, через обращенный капитал;
- знаниевые причины изучения модернизации определили создание новейших инструментов исследований, в первую очередь, комплекса понятий диалектических исследований, и даже особой области познания - философии знаний, позволяющей решать ряд вообщих задач, а также ряд цивилизационных и социальных тактических задач; но ведь возможно и решение разнообразных индивидуальных задач теми людьми, которые стремятся вырваться за рамки ментальных ограничений обыденной жизни, хотят быть креативными и счастливыми, а не биороботами;
- гуманитарные причины изучения модернизации позволили расширить объемы осмысления человека, его жизни и ее смыслов, причем не столько в бытийных смыслах (например, личный бизнес), сколько в ее предназначении и в ходе всей реальной жизни человека.
    Итак, изучение модернизации в современной диалектической философии - это, в первую очередь, совершенствование познания и представлений об обществе и о человеке и установление возможности их свободного и прогрессивного развития, в т.ч. модернизации одной, отдельно взятой страны.


* См. «Логика и модернизационные теоретизации», «Модернизация логики» и «Вопросы модернизации логики».


См. «Диалектическая философия и науки»
и «Модернизация логики».