Высшие смыслы диалектического программирования.
- 07.12.14 г.


>>  В диалектическом программировании исследуются алгоритмические (инструментальные) возможности достижения понятия в его реальности.


В предыдущей статье частично были рассмотрены некоторые особенности программы, понимаемой в диалектическом смысле. В частности, стал очевиден её специфический методологический аспект, что в обычном программировании даже не рассматривается. Также имеет место гносеологический аспект, актуальный как для диалектического программирования (и для него уже обозначенный ранее), так и для диалектической гносеологии в целом, на чём необходимо акцентировать внимание.
    Именно в смысле диалектической гносеологии актуален акцент на теоретическом развитии фактов эмпирики современного программного обеспечения, в т.ч. платформы .Net Framework (Microsoft), с последующим формированием более эффективных теоретических положений и прикладных приложений. Дело в том, что осмысление на основе диалектического понимания программы ряда программных ресурсов, реализующих те или иные известные функции, и их логики позволяет по-новому взглянуть на алгоритмическую (и программную) реализацию некоторых процессов (в первую очередь, познания) с точки зрения объективной логики. При этом происходит осмысление эмпирико-программистских положений и характеристик, в т.ч. обнаруженных при исследовании платформы .Net Framework, но в этом случае не тех, которые имеют свое основание в диалектических положениях, о которых говорилось ранее, а тех, которые поручены благодаря практике, благодаря необходимости решения конкретных задач, стоявших перед программистами.
    Большое значение имеет организация обработки данных. Однако в диалектической гносеологии особое значение приобрело осмысление использования программных ресурсов для решения вопросов самой диалектической гносеологии и для её развития. Вроде бы простое положение (утверждение), но в современной диалектической философии его принцип является одним из доминирующих, ибо многие рассуждения нельзя осуществлять в привычном для наук виде (поэтому науки не могут осмыслить многие актуальные вопросы, в т.ч. мироздания и общественного развития). И тут принципиальными оказались два направления исследований. Первое – адаптация известных в диалектической философии приемов и методов исследований в целях решения её гносеологических задач (впоследствии – задач познания и практики). Это сам по себе важный вопрос, который можно будет обсудить в дискуссиях. Второе – использование хорошо отработанных программных возможностей, смыслы которых в современной диалектической философии возведены на новый, более высокой методологический уровень. Их также можно будет обсудить в дискуссиях. Именно в новом понимании программные возможности оказались весьма актуальны для архиважных для современной диалектической философии положений, например, таких, как познание на круге кругов и система знаний диалектической философии.
    Используя известное выражение Гегеля, можно сказать, что применение некоторых хорошо отработанных программных возможностей, смыслы которых в современной диалектической философии возведены на новый, более высокой уровень, позволяют исследовать то наивысшее, которое может достигнуть программирование (инструменты программирования или их применение). При этом в смысле различия уже это положение распадается еще на два положения, пока еще не осмысленных в науках в своей непосредственности: задача и программа. Это два разных положения, что в целом интуитивно понимается, но лишь в конкретном различении дает новые гносеологические моменты, пока неведомые наукам.
    Более того, понимание и использование некоторых хорошо отработанных программных возможностей, смыслы которых в современной диалектической философии возведены на новый, более высокой уровень, актуальны в снятии, что позволяет осуществлять переходы, в т.ч. в смысле получения новых знаний.
    Но особенно важна возможность фиксации понятия той или иной проблемы (предмета) в его реальности. Этот вопрос не может быть осмыслен и изучен в материалистичных науках, в то время как в диалектической гносеологии осуществляется не только его исследование, но и даже применение его предметных положений, причем теперь уже и с использованием принципов элементов программирования и конкретных возможностей программных ресурсов.
    При этом в диалектическом смысле важно то, что указанное развитие само по себе есть, по сути, возвышение конкретного существования до понятия. Этот вопрос также не может быть осмыслен и изучен в материалистичных науках, а вот в диалектической гносеологии он имеет краеугольное значение, ибо позволяет алгоритмическим (инструментальным) путем достичь понятия в его реальности. Такой возможности не было даже в философии Гегеля, в которой эта возможность, правда, была обоснована и раскрыта, но не был указан её инструмент. А в современной диалектической философии были сначала осмыслены и реализованы соответствующие современные методологические возможности, но которые все же оставались в лоне мышления. Да, это позволяло получать новые методологические возможности и решать теоретические задачи. Но вот продуктивно реализовывать новые методологические возможности в той или иной конкретной предметной области (к тому же с учетом больших объемов данных) оказалось возможным только после осмысления некоторых эмпирико-программистских положений и характеристик, в т.ч. обнаруженных при исследовании платформы .Net Framework, однако не тех, которые имеют свое основание в диалектических положениях, а тех, которые были созданы благодаря практике, благодаря необходимости решения конкретных задач, стоявших перед программистами.
    В этом смысле одним из важнейших достижений стало указанное выше положение – то, что теоретизации в диалектическом программировании позволили поднять программу и задачу к наличному бытию предметных понятий. А достижение наличного бытия понятия позволяет решить указанные Гегелем теоретико-диалектические задачи и выйти на обозначенные им уровни познания, даже сейчас не доступные наукам. Но в данном случае речь идет уже не об обосновании возможности решения указанных проблем и не о чистых теоретизациях, а об определении новых сфер познания и решении конкретных задач. Например, одной из инструментальных позиций оказалась база представлений, т.е. она получила свое диалектическое обоснование и, вместе с этим, понимание её применения в части гносеологии (решение практических задач – это очевидное, но другое положение).

Использование некоторых хорошо отработанных программных возможностей, смыслы которых в современной диалектической философии возведены на новый, более высокой уровень, и соответствующих новых инструментов (в т.ч. базы представлений) само понимается в различии. Это принципиально важно, так как позволяет различить теоретизации и практику.

В целом новые теоретические возможности и инструменты в одном ракурсе понимаются как одна из основ реализации предметного познания в положенном виде. Это очень важно, так как в смысле реальности понятия оказалось возможным переосмыслить многие методологические возможности диалектики, даже диалектический метод Платона! Причем в диалектическом программировании уже осмысляются конкретные инструменты, позволяющие реализовать процессы, близкие к указанным Платоном. Понятно, что это важно не только для осуществления принципиально более мощных, чем в науках, рассуждений, но и для алгоритмизации некоторых из них. И это еще один, важный и конкретный шаг к решению актуальных задач познания и практики, в т.ч. один из шагов к искусственному интеллекту, но который делается не таким образом, как в науках, а иным.
    Далее, исследуется переход к переосознанию на инструментальном уровне гегелевского принципа познания и к его предметной реализации. Но не в смысле абсолюта, как у Гегеля, а в инструментальном смысле, что позволяет осмыслять принципиально новые виды решения теоретических и практических задач! Однако и развитие исследований в части понятия оказывается возможным, и оно производится в диалектической гносеологии.
    Обсуждаемые возможности и инструменты позволяют рассматривать в алгоритмическом ракурсе и ряд высших диалектических принципов и положений познания. С другой стороны, они позволяют формировать определения, что не менее важно, так как именно это позволяет проводить исследования феноменов, в т.ч. объектов физического мира (в этом смысле интересно рассмотрение вещи в себе, в т.ч. на основе соответствующей обработки данных, о чем уже говорилось на сайте).

В другом ракурсе использование некоторых хорошо отработанных программных возможностей, смыслы которых в современной диалектической философии возведены на новый, более высокой уровень, и соответствующих новых алгоритмических инструментов понимаются практически аналогично соответствующим подходам в программировании. Это позволяет использовать алгоритмические возможности в диалектическом познании, о чём, как уже говорилось, философские науки пока даже и не задумывались.

Таким образом, осмысление эмпирико-программистских положений и характеристик, которые поручены благодаря практике, благодаря необходимости решения конкретных задач, стоявших перед программистами, при возведении их принципов и методологии на более высокие уровни абстракции позволяет уточнять, а в ряде случаев и выявлять, особенные формы познания, которые актуальны и при решении задач диалектического познания и при решении актуальных и насущных прикладных задач (в т.ч. в области общественного развития: кстати, предполагается отдельное обсуждение вариантов пути преодоления кризисности современного общественного развития).


См.  «Логические тупики обычного познания», «Методы диалектической философии», «Диалектическое программирование и философия Платона» и «Задачи алгоритмизации диалектического познания»
[«Суждение в диалектическом программировании» и «Знаний обретение в диалектике»].


Облачная зона для комментариев, добавлений и дискуссий по этой теме закрыта до новых обсуждений.