Т: диалектическая логика у Гегеля.
- 06.01.17 г.
- 9772225665000 17001


1. Предметные положения.


В праздники, когда много свободного времени, вполне можно пофилософствовать на интересные темы.
    Одной из таких, несомненно, является диалектическая логика, вокруг которой сломано немало копий.
    Но еще интереснее обсудить ее в соотношении с диалектической философией.
    Тут первый вопрос такой, и с этим согласятся все: от позиции Гегеля по вопросу диалектической логики зависит всё – ее понимание и определение, какие они не были бы у остальных ученых всех вместе взятых. Но вот тут возникает существенный вопрос. Дело в том, что одни ученые пишут о том, что Гегель дал определение диалектической логики: «термин «диалектическая логика» был введен в философию Г.В.Ф. Гегелем», но не приводят его ( http://anthropology.ru/ru/texts/brodsky/ruseur_08.html ). Другие пишут, что диалектическая логика – это спекулятивная логика (особенно много такого рода утверждений в предисловиях к трудам Гегеля, изданным на русском языке). Третьи, ограничиваясь тем, что в трудах Гегеля, переведенных на русский язык, нет термина «диалектическая логика», утверждают, что у Гегеля ее нет и т.п. При этом последний случай самый интересный, так как, во-первых, переводы Гегеля на русский язык ужасные: например переводчики даже теряли слова (см. «О названии книги «Философия права»»). Так что при проведении диалектических исследований, в том числе в части философии Гегеля, базироваться на русскоязычных переводах его текстов нельзя. Но многие горемыки ученые и особенно неучи ограничивают себя русскоязычными текстами: одни чтобы впустую поболтать, что обеспечивается неопределенностью, другие просто по причине того, что у них нет возможности работать с первоисточниками на языке оригинала. Во-вторых, те самые первоисточники: за рубежом никто специально не заморачивался (применим это слово) на термине «диалектическая логика», так что у иностранных ученых найти такого рода исследования нельзя, по крайней мере, таковые не известны. А вот тексты Гегеля, не переведенные на русский язык, есть. В-третьих, самое интересное, не зная предмета поиска, все ищут что-то. Парадокс: если известно, что искать, то и вопрос с определением этого искомого отпадает, а если не известно – то искать глупо. Существенны и иные положения.
   Однако, как показали новодиалектические исследования и обсуждения, в т.ч. в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА, более важным является непосредственное применение диалектической логики в современной диалектической философии. Тут вопросы диалектической гносеологии, логики, системы логик, диалектического программирования, включая перспективные вопросы программирования, и т.д. Это очень богатая тема, даже ее обсуждение – это тоже очень богатая тема, поэтому и предлагается обсудить ее в целом, к тому же она интересна и важна, да и от определения общих позиций дальше можно будет перейти к дискуссиям по конкретным вопросам. Одним из них, несомненно, будут вопросы применения диалектической логики в процессах исследования гегелевской феноменологии духа и новодиалектического феноменологии-духа-продолжения, являющегося основой темой сезона 2016-17 гг.

(Определение диалектической логики дано в Текстовом блоке № 2. Перечень см. Текстовые блоки.)



2. Дискуссионная часть
[в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА].

а. Обозначение исходных, предметных и целевых положений обсуждений предполагается осуществить в начале предметных дискуссий.

б. Для предметных дискуссий в рамках Академии диалектики и диалектической философии  предоставляются ссылки на дополнительные материалы.

в. Вопросы, предложения, сообщения и т.д. можно присылать на сайт через Контакты, а также на различные вспомогательные и дополнительные ресурсы сайта.

г. Для новых пользователей и для новых ветвей обсуждений могут быть созданы дополнительные ресурсы.