Т: материалистическое понимание экономики.
- 15.10.17 г.
- 9772225665000 17026


В предыдущей статье «Невозможность научного определения экономики - 2» были рассмотрены некоторые причины невозможности определения экономики в экономической науке. Однако основным является следующее положение: экономика в материалистической по своей сути экономической науке воспринимается и понимается соответственно материализму и его принципам познания – на основе чувственной достоверности и осмысления воспринимаемой тем или иным образом информации. Уже отсюда следует то, что
- в экономической науке могут фиксироваться только внешние, порой случайные и даже не свойственные исследуемому феномену моменты,
- при материалистическом подходе не может не быть множества мнений по поводу экономики,
- на методологическом уровне возникают не решаемые проблемы, в том числе выбора начала рассуждений и методов,
- нет конкретного понимания таких факторов экономики, как «решение» («принятие решения»), «мотив» («нажива»)
и др.
    Иными словами, получается, материалистическая экономическая наука в принципе не обладает достаточной гносеологической базой и методологией осуществления исследований и рассуждений, и если в естественных науках во многих случаях положение дел спасает наличие логики в самих природных феноменах и удается ее фиксировать и соответственно выстраивать рассуждения, то в отношении экономики так не получается.

Ограниченность материализма понятна.
    Но и отсутствие иного основания для наук тоже очевидно, и это составляет весьма важное положение как для всех наук, так и для экономической науки в отдельности.
    Однако даже не его следует обсуждать: ученые это все равно проигнорируют, ибо ничего иного не имеют, чего признать просто не могут, а для диалектики тут все ясно.
    И в результате из всех возникших тем предлагается обсудить неизбежную для всего негацию, в данном случае – указанного: экономика в материалистической по своей сути экономической науке воспринимается и понимается соответственно материализму и его принципам познания.  (Можно и ее будет расширить и обобщить, если разговор пойдет по большому счету, но начать следует все же с предметной постановки вопроса: так и конкретнее будет, и главное именно положение заданной темы будет раскрываться.)

Начать, правда, придется с самой негации – ведь ее понятие туманно для материалистичных наук.
    Далее необходимо будет определиться с материализмом. Это очень обширный вопрос, но в данном случае 1) уже обозначена его характеристика, обсуждение которой потребуется, 2) в Современной диалектической философии и на сайте обозначены все требуемые методологические аспекты.
    Затем потребуется обсуждение экономической науки, однако его тоже достаточно будет провести лишь в предметном критическом ракурсе, ибо требуется рассмотреть лишь некоторые причины ее недостаточности, что напрямую связано с гносеологией.
    И, наконец, надо будет перейти к основному предмету текущих обсуждений.

Указанные этапы обсуждений в частности и план исследований в целом достаточно легко можно будет реализовать на основе положений, как уже обозначенных в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА, так и тех, которые будут предоставляться в процессе(ах) обсуждений.







17-2-54