Диалектика в понимании Ленина.
- 11.04.07 г.


Конспектируя труд Гегеля «Наука логики», В.И. Ленин сделал следующие пометки по поводу определения и существа диалектики.

Основополагающий вывод состоит в том, что 1) «диалектика не в рассудке человека, а в «идее», т.е. в объективной действительности» [1. Т. 29. С. 181], 2) причем В.И. Ленин фиксирует то, что идея отлична от сознания (рассудка), что было снятыми у К. Маркса положениями (поэтому привело к только рационально-материалистическому пониманию диалектики в диалектическом методе Маркса).

В.И. Ленин отдельно по ходу конспекта отмечает, например, следующие факторы диалектики, которые суть объективны:
1. диалектика вообще состоит в отрицании первого положения, в смене его вторым,
2. отрицание отрицания,
3. взаимозависимость всех понятий,
4. переходы понятий из одного в другое,
5. относительность противоположности между понятиями,
6. тождество противоположностей между понятиями.

При этом В.И. Ленин определяет общие элементы (сущность) диалектики [1. Т. 29. С. 202]:
1. определение понятия самого из себя,
2. противоречивость в самой вещи, противоречие силы и тенденции во всяком явлении,
3. соединение анализа и синтеза.
    Следует заметить, что общие элементы диалектики также суть объективны. Более того, признание понятия как такового означает его существенность самого, т.е. вне человеческого сознания. Значит, понятие, во-первых, не материально, а объективно. Это соответствует определению Гегеля о том, что понятие есть единство бытия и сущности, т.е. бытия и его рефлексии, самодвижения. Во-вторых, понятие, оказываясь нематериальным и вне человеческого сознания, есть по-иному, чем материально, т.е. согласно диалектической философии, оно (есть) объективно.
    Итак, диалектика объективна и существенна в самоопределении объективного понятия, противоречивости вещей и соединении распадения и единения.

Итак, согласно приведенным записям В.И. Ленина, объективность диалектики очевидна! Поэтому, можно сказать, используя выражение Гегеля, что по вопросу природы диалектики «противопоставление идеалистической и реалистической философии не имеет никакого значения» [2. Т. 5. С. 159], противоречия в понимании диалектики нет, если его не актуализировать из-за глупости или в связи с какими-то, например идеологическими, целями. 
    Таким образом, существенно представление об объективности диалектики! Но на это материалистами, почему-то, никогда не обращалось внимания, и диалектика у них стала пониматься лишь только как учение. Это тоже верно, но следует понимать, что теорией познания диалектика становится в рассудке человека, а сама она – объективна...

Детальнее элементы диалектики, согласно В.И. Ленину, представляются следующим образом [1. Т. 29. С. 202-203]:
1. объективность рассмотрения,
2. вся совокупность многоразличных отношений вещи к другим,
3. развитие вещи (и явления), ее собственное движение, ее собственная жизнь,
4. внутренне противоречивые тенденции (и стороны) вещи,
5. вещь как сумма и единство противоположностей,
6. борьба, развертывание этих противоположностей, противоречивых стремлений,
7. соединение анализа и синтеза,
8. отношения каждой вещи (и т.п.) не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь связана с каждой (любой другой),
9. не только единство противоположностей, но переходы каждого определения, качества, черты, стороны, свойства и каждое другое,
10. бесконечный процесс раскрытия новых сторон, отношений и т.д.,
11. бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явлений, процессов и т.д. от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности,
12. от сосуществования к казуальности и от одной формы связи и взаимосвязи к другой, более глубокой, более общей,
13. повторение в высшей стадии известных черт, свойств и т.д. низшей,
14. возврат якобы к старому (отрицание отрицания),
15. борьбы содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания,
16. переход количества в качество и обратно.
    Но детально элементы диалектики определяются, начиная с положения об… объективности рассмотрения, т.е. с привнесения человеческого фактора. Поэтому далее закономерно выступает «бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явлений, процессов и т.д.». и именно отсюда следует вывод: «Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но это требует пояснений и развития» [3. Т. 29. С. 203].
     «Диалектика и есть теория познания (Гегеля) и марксизма» [1. Т. 29. С. 321].

Ну что ж, применение объективных обстоятельств к исследованию окружающего мира, объективного и материального – это нельзя назвать неверным. Более того, вся история человеческого познания шла этим путем. Но только следует учитывать раздельность объективного (понятия, закономерности) и материального (вещи, явления, процессы), а также реальности и ее изучения. В работах В.И. Ленина это очевидно присутствует, а вот в диалектическом материализме и, следовательно, в советских философских науках (и сейчас) уже нет. Отсюда – материалистическая и современная вообще  узость восприятия мира только как материалистического, но без возможности объяснения существования и действия многого, в т.ч. законов (напр., притяжения). Отсюда – и распространение СТО Эйнштейна.

Поэтому вопрос не в идеалистичности диалектики, она объективна, а 1) в определении К. Марксом и В.И. Лениным возможности субъективного использования диалектики для решения насущных задач, что используется и в Новейшей философии, 2) в идеологическом застое общественных наук в СССР, определенным искажением… учений К. Маркса и В.И. Ленина в советском диалектическом материализме.

[Если у пользователей будет желание, то аспекты применения В.И. Лениным диалектики к анализу практической действительности и осуществления развития СССР будут изложены отдельно.]


ЛИТЕРАТУРА:
1.  Ленин В.И
. Полн.Собр.Соч. - 5-е изд.
2. Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд.


См. «Диалектический метод Маркса», «Материалистическая теория познания» и «Диалектический материализм»,
а также
«Диалектическая логика. Критичность проблем ее понимания».