Постмодернизм.
- 23.06.07 г.


В середине XX в. на Западе возникло новое течение – постмодернизм, выразившееся в критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления. Постмодернизм – модное на Западе современное течение философии, яркими представителями которого являются Ж. Лиотар, Ж. Делез, Ф. Гватари, М. Серр, Ж. Деррида, Р. Рорти и др.  Его можно назвать эклектичным «замещением» социальной философии, ибо именно на ее сферу исследований претендует постмодернизм.

Постмодернизм возник как реакция на информационно-технологический переворот в культуре. Под воздействием текущих процессов постмодернисты переключились на субъективность индивидов, порвали с Просвещением, с классической философией, с рационализмом. Они сняли саму проблему объективной реальности. По их мнению, объективная реальность исчезает, и ее место занимает множество знаково-символических картин мира (гносеологической предпосылкой данной позиции является то, что постмодернисты довольствуются миром симулякров, который отличается от знаков тем, что лишен связи с обозначаемым предметом). В результате мир воспринимается как условность, за которой нельзя отыскать никаких истоков, никаких прообразов. Это дало повод рассматривать действительность как нечто мнимое и иллюзорное, которое хорошо описывается метафорой сновидения. Так называемое «следовое восприятие» постмодернизма означает «скольжение» субъекта по поверхности явлений без понимания его сущности.
    Постмодернизм имеет эклектический и релятивистский характер, что является результатом смещения различных философских течений и мыслей. Он отрицает упорядочивание и причинно-следственные связи, утверждая, что все есть поток неопределенностей. Характерными чертами постмодернизма являются: гиперкультурализм, ревалоризация исторического и культурного богатства и многообразия, отказ от иерархии ценностей и достижений мировых культур и философских учений. Поэтому, в частности, свою специфику в понимании адептов этого направления имеет и историзм; историей считаются реконструкция прошлого в общественном сознании, определяется, что на одном из этапов развития общества произойдет распад истории, что будет означать ее конец.


Примечание: зарубежными научными методиками социальных исследований являются герменевтика и структурализм, исходящие из самодостаточности субъекта познания, а также феноменология (не в диалектическом понимании), которые определяют децентрализованность и плюрализм субъекта познания.


См. «Социальная философия в Новейшей философии» и «Исторический материализм».