Идеализм.
- 28.12.08 г. (Редакции: 01.11.07 г., 04.01.08 г.,  28.12.08 г.)

Идеализм несовершенное [само]сознание или познание, согласно Гегелю, определяющее только единичность.

Идеализм несовершенное познание, делится на
- положительный идеализм, или субъективизм (этот термин термин Декарта принят в диалектике),
- отрицательный идеализм, или материалистический идеализм, или материализм.

Объективного идеализма как такового нет, однако такой термин есть, он был создан по идеологическим причинам, и им обозначается, по мнению диаматовцев, некоторое течение в субъективизме.

Абсолютный идеализм, согласно Гегелю, базируется на том, что основание бытия конечных вещей не в них самих себе, а во всеобщей божественной идее.

Привнесенные, особенно К.Марксом и Ф.Энгельсом, отношения
материи к идее, к разуму, к человеческому сознанию и т.д. являются относительными, т.е. теоретически несостоятельными,в первую очередь, в силу инобытности идеи и невозможности существования
человеческого сознания до материи.

Одним из направлений (или крайностью) идеализма (субъективизма) является солипсизм. Одним из наиболее интересных его методологических моментов является его непротиворечивость, которую так и не опровергли ни субъективизм, ни материализм. Более того, солипсизм своей непротиворечивостью ставит под сомнение состоятельность как субъективизма, так и материализма (последний вообще оказался под большим вопросом). Современная диалектическая философия решила парадоксы солипсизма.

Религию следует отличать от идеализма.

Идеализму противоположна
диалектическая философия.

Таким образом, существуют следующие концептуальные направления познания мира, различающиеся в отношении к вопросу о первичности материи и действительного сознания:
 А. идеализм – несовершенное познание:
    А.1. субъективизм, признающий сознание первичным по отношению к материи,
    А.2.
 (материалистический идеализм), признающий материю первичной по отношению к сознанию,
 Б. диалектическая философия (совершенное познание), являющаяся объективной и не признающая приоритета , материи, сознания человеческого сознания.

1.
В общеизвестном определении, идеализм – направление в философии, которое признает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю – вторичными.
    Идеализм классифицировали по-разному: 
 А) догматический (Платон), субъективный (Беркли) и критический, причем последний различается и как трансцендентальный (Кант), субъективный (Фихте), объективный (Шеллинг) и абсолютный (Гегель);
 Б) субъективный (Беркли, Кант, Фихте…) и объективный (Платон, Гегель…) [в частности, абсолютный идеализм – тот, в котором существует только одно истинное бытие – мышление, идея, понятие или процесс самораскрытия абсолютной идеи, а объективный идеализм – форма идеализма, утверждающая, что основой всего сущего является личностный или безличный всеобщий дух, сверхиндивидуальное сознание].
    Но если 
 а) утверждать, что сознание является первичным по отношению к материи, то, получается, что сознание было до появления человека, т.е. объективно и вне человеческого сознания, как и материя... 
 б) продолжать не считать сознание, бытующим вне человеческого сознания, т.е. в известном определении материей или ее формой, тогда необходимо уточнить или изменить определение материи, а это ведет к переосознанию естественных наук, чего не сделано;
 в) утверждать, что сознание – это дух или идея, то многое, считающееся идеализмом, но не определенное на основе идеи или духа, тогда им не является, и требуется, опять же, переопределить термин «идеализм».
    Более того, использование термина «сознание» предполагает, прежде всего, знание его сути и наличие точного и однозначного определения, а его нет в философских науках, как и понимания (источника) движения сознания (домыслы Энгельса не являются состоятельными: идея, дух или человеческое сознание – явно не сознание…).
    Признание Бога есть вера, а не философия.
    Поэтому понимание идеализма как философского направления, рассматривающего сознание, как первичное по отношению к материи, ни методологически, ни логически некорректно.

2.
Согласно диалектической философии, идеализм есть всего лишь относящееся к реальности несовершенное [само]сознание, определяющее единичность.
    
Сознание, как показал Гегель [Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л. – Т. 4. С. 124-127], когда единичность была установлена, как негативное его самого, [самосознание].
 а. «удостоверилось в самом себе как в реальности, или в том, что вся действительность есть не что иное, как оно… оно, следовательно, относится к ней как идеализм»;
 б. «Когда оно постигает себя таким образом, ему кажется, что мир лишь теперь возник для него; до этого оно не понимает мира, оно вожделеет и обрабатывает его, уходит из него во внутрь себя и искореняет его для себя и себя само в качестве сознания – и в качестве сознания мира как сущности, и в качестве сознания его ничтожности… оно открывает мир как свой новый действительный мир… устойчивость мира становится для сознания его собственной истиной и его собственным наличием… Разум есть достоверность сознания, что оно есть вся реальность; так идеализм провозглашает свое понятие…»;
 в. но идеализм «провозглашает непосредственную достоверность… идеализм провозглашает простое единство самосознания всей реальностью и непосредственно выдает это единство за сущность, не достигая понятия этого единства».
    Иными словами, идеализм есть представления (исследования), еще только пытающиеся уйти от непосредственности достоверности, перейти к истине, еще бытующие поэтому в заблуждениях и/или ограничивающиеся «вещью в себе», т.е. идеализм есть все философские учения кроме диалектической философии, взошедшей на ступень абсолютного знания.

Идеализм делится на субъективный идеализм и материализм, но по факту признания действительного сознания.

3.
– это не направление познания, а способ познания реальности, инструмент познания (т.е. не всеобщее познание, как диалектическая философия); этот термин имеет частное значение в диалектической философии.
    Можно сказать, что Идеализм - это действенное существо теоретической философии.
    Если компьютерные игры, жизнь бирж, Интернет, субъективность СМИ и др. еще как-то воспринимаются как реальность, то к восприятию сознания вообще мало кто готов. Почему? В первую очередь, потому что существующее напрочь материалистическое образование не способно выйти за некогда предписанные ему рамки. Да и восприятие самого идеализма «по-материалистически» явно препятствует пониманию сути и роли сознания. 
    Но идеализм – это не Идеализм, а именно только последний может воспринимать и понимать сознание, работать в нем, ибо в некоторой мере сам им является. 
    Идеализм провозглашает свое понятие, утверждая то, что разум есть достоверность сознания, что оно просто есть вся реальность. Здесь – уже трансцендентные сферы, но именно которые и доступны Идеализму, как (инструменту) диалектической философии.
    Иными словами, идеализм – это не Идеализм, последний сам определен.
    Но до Идеализма наукам уже не подняться, – даже философии Канта, Фихте и Шеллинга уже мало доступны и все более извращаются. Более того, Идеализм оказался отдаленным от общества, что соответствует в определенной мере отдалению сознания от общества (трансгрессия Цивилизации). Хотя именно сознание (этот процесс) дает в определенной своей ипостаси людям знания, но именно с ним все более актуализируется себя противоречие; это было упущено при анализе трудов философов, считалось идеализмом. Конечно же, в этом «заслуга», в основном, материализма, отрезавшего некоторые пути к Идеализму. Но тем он обеспечил и мистический ореол вокруг и Идеализма, и диалектической философии. Тем интерес к ним обеспечен навсегда хотя бы потому, что они практически непознаваемы, потаенны. Но хотя бы таинственностью они и интересны, тем более, с учетом того, что они а) не грешны, например, в отличие от материализма и б) могут принести пользу.

4.
Идеализм – приверженность высоким нравственным идеалам.

Примечание: современная диалектическая философия различает, в первую очередь, сознание, действительное сознание, самосознание, непосредственное сознание, а также человеческое сознание, сознание чувственной достоверности, восприятие, рассудок, общественное сознание.

См. «Трудность изучения философии Платона - 1»

[«Трансцендентальный идеализм», «Идеализованное» и «Идеальное»].