Два пути (в) жизни человека
[отрывок из новофилософского объективноэкзистенциального эссе].
- 27.07.08 г. -

Неразумные люди смотрят вовне, в изменяемое, в приятное, а не в себя, не в неизменяемое, не в полезное и следуют материальным соображениям и желаниям. Люди с небольшим умом выбирают наслаждения, зачастую связанные с обладанием. Невежественные люди отворачиваются от цели человеческого назначения, отходят от вечного, высочайшего назначения. Все они – те, кто выбирают приятное. 
    Путь, изобилующий материальными богатствами и наслаждениями, выбирают несведущие люди.
    Для людей, блуждающих в материальном, желание действия или объективного опыта приводит к  соприкосновению с внешними предметами, определяет не познавание, а чувство, потом привязанность к предметам <…>, затем, как итог, не жизнь, а обстоятельства, сопровождающие обманутых материальным: науки, печаль, страдание, смерть. 
    Причиной страдания и несчастья в материальном мире становится еще и чувство отдельности, обусловленное соприкосновением с предметами и привязанностью к ним, точнее – к части из них, к своим предметам, чем личное Я людей просто обманывается. Это чувство отдельности культивируется предметами, свое право на которые надо отстаивать перед другими людьми, которые отодвигаются, но не только от предметов, но и от себя. Это влечет за собою себялюбие, жадность, распрю, столкновения и другие дурные проявления, которые превращают жизнь людей в кошмар. Поэтому те, кто имеют привязанность к накапливаемым предметам и обладанию ими <…>, думают, что есть только этот мир, и попадают под их власть – под власть отрыва ото всего, смерти, которая начинается еще при жизни.
    Выше предметов – чувства.
    Живущие посреди неведения и считающие себя [научно] умными и просветленными неразумные люди кружат, следуя зацикленными, неразвивающимися, неверными путями, они – ведомые своими чувствами, но они не чувственные, слепые, а не зрячие.
    Еще хуже, если возобладали чувства для себя или ради себя, например, властность или, того хуже, престиж.
    Поэтому становится понятным и то, что смерть образованна желаниями, чувствами и действиями в материальном мире, неведением, правами на предметы, а в случае устранения этих ее причин она сама устраняется.

Умный человек, поняв несовершенство и конечность предметов, их непостоянство и нестойкость, не принимает путь внешних чувств, не вступает на путь зависимости от предметов, мирского богатства, которым множество людей пришло к скорби и гибели. Поэтому умный человек развивает сосредоточение ума на внутреннем, тем самым, оставляет веселье и скорбь. 
    Познав постоянное и незыблемое, умный уже не стремится ни к чему чувственному и предметному в материальном мире, поскольку все это противоположно видению внутреннего, и отставляют желания. Но не насильственным подавлением убивается желание, так как это только питало бы еще больше чувственную основу человека.
    Выше предметов – чувства, выше чувств – ум.
    Благо выпадает тому, кто из приятного и полезного принимает полезное, а выбирающий приятное отходит от истинного назначения и умирает. Тот, кто прежде понимания этого был смертным, становится бессмертным после осознания благодаря устранению смерти, образованной неведением, желаниями и действиями. 
    Выше предметов – чувства, выше чувств – ум, выше ума – разум.

Приятное и полезное противостоят одно другому ввиду их природы – неведения и знания. А, поскольку человек не может осуществлять одно сразу и полно, не отказываясь от другого, следовательно, будет выбирать, выбор за ним.  
    Если человек, по желанию, может делать одно или другое, почему же люди, в основном, придерживаются только приятного?
    Средство достижения иного мира не открывается нераспознающему, незнающему, невежественному. 
    Полезное определяет два пути для человека.

Первый путь может осуществиться человеком тогда, когда человек свое Я (здесь: диалектическое «Я человека»*) видит и воспринимает, а также понимает как Я других. Когда человек свое Я воспринимает как Я других, то он не чувствует ненависти, так как всевозможные отрицательные ощущения приходят только к тому, кто видит что-то отличное от себя самого так, что воспринимает внешнее не как свое, а как чуждое, – как плохое.
    Когда человек не видит своего Я, видит лишь предметное внешнее, занят материальным – это вообще не путь.

Когда человек воспринимает Я других как свое Я, нет ничего другого, и, так как все едино, он видит само Я («Я»)**. 
    Усилие для осознания Я следует сделать прежде гибели тела. И если кто-то преуспевает в осознании Я прежде гибели тела, тот становится освобожденным, в противном случае – подвержен будет полной смерти.
    Я не сознают те, чьи умы в неведении, которые не могут знать, которые не имеют знаний, хотя могут щеголять образованием и научностью; это на первом пути. А вследствие их неведения, налагаемого на Я, и отсутствия знаний люди страдают от скорбей, возникающих из желания.
    Я – внутри, оно не оскверняется печалями мира, не видно снаружи и за мирскими делами. Я – это точно не внешнее, внешнее совершенно не важно, и нет объекта, могущего стать причиной отрицательного ощущения или причиной для ненависти***. 
    Я не является причиной, поскольку оно не подвержено изменениям, оно не производит изменения, деятельность, предметы и желание ими обладать.
    И для осознавших Я происходит отречение от желаний и, поэтому, от деяний в материальном бытии и результатов в нем. И продолжение жизни возможно. А деяния в материальном бытии предназначены для человека невежественного или научного, т.е. жаждущего результатов, материальных плодов. Но и ему следует понять Я: возврата – второй попытки, не будет. Тем более, не надо желать ухода и прихода; по этой же причине тоже необходимо стремление к знаниям.
    У человека, осознавшего постоянное и незыблемое, все желания отпадают, они оказываются разбитыми вследствие отсутствия чего-то, чего можно желать. Нет желаний, происходит отречение от желаний.
    Тот, кто не хочет подвергаться желаниям и смерти, тот не ходит дорогами, на которых они обитают.
    В случае оставления всех желаний, когда нет ничего другого,  происходит отождествление с Я, остается преданность знаниям, и для видящего само Я нет ничего другого, т.е. он становится таким видящим, который не задавлен формами материи, вне них, не ограничил себя только телом. 
    Смысл состоит в том, что разумные с неизбежностью поднимаются выше наслаждения, желаний, богатства и миров.

Для познания готов тот, кто обладает некоторыми особыми качествами – свободой от мирских желаний.
    Два – неведение и ведение, проявленное и непроявленное, уничтожение и наличествование. Тот, кто знает их сразу – непроявленное и уничтожение вместе****, посредством непроявленного достигает бессмертия в материальном мире, преодолевая смерть посредством уничижения, ибо смерть – необладание сверхчувственными способностями, неотождествление с Я, незнание, безсилие.
    Люди живут в соответствии со своим знанием, но для обоих путей развитие своего Я заключается в получение знаний. 
    Когда достигаются знания, тогда в человеке не может возникнуть неведение, или сомнение, или ошибка.
    Когда неведение устраняется посредством пробуждения противоположного – знания, тогда, даже еще пребывая в теле, смертный становится бессмертным, так как возникающие мирские желания полностью искореняются. И смертный становится праведным, поэтому бессмертным.
    В случае невежественности, неведения, даже при образованности, человеку остается идти путем обязанностей – первый путь, что его еще может спасти, так пытаясь понять Я, что сложнее. Такова плата, которую многие не осуществляют, и то, что требует отдачи, они оставляют себе, не отрекаются от желаний, радуются ощущениям и результатам, сами тратятся, не соблюдают обязанностей и сворачивают даже с первого пути. Поэтому человек может не оказаться даже на первом пути, но это, третье – не путь.
    И еще: если человек не тратится зря, то сберегает силу, которая, акцентированная, невежественным, научным людям кажется сверхестественной в материальном мире, и что говорить, если даже смерть можно перебороть.
    Итак, два пути (в) жизни человека: первый путь – это путь форм, мирского существования, он состоит в обязанностях*****, достойнее его – отречение [от мира].


* Термин понимается в смысле объективного экзистенциализма (одной из областей познания Новейшей философии).
** Диалектико-экзистенциальное понимание «Я» (в частности, не в фихтевском значении).
***        Еще, когда человек свое Я воспринимает и понимает как Я других, он является источником их сознаний (личных сознаний), они к нему стремятся идущие по первому пути.
**** - понимается не единство, а сочетание (-емость).
***** - соблюдение Заповедей.


См. «Афетизм», «Современная диалектическая философия»

[«Я», «Я человека», а также «Противоположность» и «Противоположностей единство»].