Диалектическая терминология слова «общество».
- 04.12.08 г. -

Новейшей философии слово «общество» рассматривается с учетом возможностей, предоставляемых диалектической терминологией, в первую очередь, с учетом правил сочетания и использования сложнопозиционных определений*.)

Термин «общество» рассматривается в диалектической терминологии в антонимических смыслах, которые кратко можно определить следующим образом:
- Цивилизация - историческая совокупность всех обществ, когда-либо существовавших на Земле;
- цивилизация - группа обществ, государств, рассматриваемых совокупно на основе территориального, религиозного или временного признака**;
- общество - исторически развивающаяся цельная совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи, и отношений между ними;
- социальный организм (по Конту) или социоисторический организм - конкретная форма (реализация) существования общества или его части;
- социум (в основном, в Новейшей философии) - некоторое формообразование общества, совокупность людей (возможно проживающих в разных государствах), обладающих определенной индивидуальностью, например, воспитанных в одной (форме, реализации) социализации или культурологической традиции, или обобщенное название некоторой группы людей одного общества или социоисторического организма, придерживающихся одинаковых взглядов, традиций или объединенных каким-либо фактором, идеей и т.п., например, фан-клуб.
    Указанные термины в диалектической текстологии образуют семейство термина «общество».

Термин «общественный» в диалектической терминологии рассмотрен и используется 
 а) в прямом смысле, как имеющий, в основном, активное, инициирующее, регулирующее / обобщающее или структурное значение (напр., Общественная палата, но не Социальная палата);
 б) в антонимических смыслах, выражающих конкретные характеристики явлений, связанных с обществом, и которые кратко можно определить следующим образом:
- цивилизационный - в основном, общее, характеристистическое значение (напр., цивилизационный подход, но не общественный подход),
- социоисторический - в основном, структурное значение (напр., социоисторическое государство, но не общественное государство),
- социумный (в осн. в Новейшей философии) - в основном, культурологическое и психикоэмоциональное значения (напр., социумный менталитет, но не общественный менталитет),
 в) в оппозиционном смысле, что обусловлено антонимическими смыслами термина «общества» и его семейства: «общественный» и «социальный»; термин «социальный» имеет, в основном,  в основном, пассивное, зависимое, активизируемое / гуманитарное, воспитательное, патронирующее или попечительское значение (напр., органы социальной защиты, но не «органы общественной защиты»; социальное общество, но не «общественное общество»).

В частности, термин «общественно-социальный» есть диалектический термин, а не научный или литературный, точнее - диалектическое сложнопозиционное определение. Термин «общественно-социальный»  имеет, в основном, структурно-обобщающее гуманитарно-направленное значение, поэтому считается, в основном, регламентирующим и методологическим. 
    В оппозиции устанавливается термин «социально-общественный», который имеет, наоборот, более выраженное гуманитарное или социумное значение.


* - определение, которое отражает сочетание или взаимодействие различных или разнокачественных аспектов или граней одного нечто или явления (упрошено - как, например, «темно-синий»), т.е. не плеоназм и не зависимые одно от другого определения (напр., «январь месяц» или «денежно-кредитный»).
** Термин «цивилизация» используется и в других значениях, например, уровень развития.


См. «Социальная философия Новейшей философии» ,
«Некоторые терминологические разъяснения».