Программы общественного развития.
- 08.01.12 г. -


Исследование в современной политической экономии опосредованного использования законов общественного развития привело к ряду выводов, одним из которых стало соображение о том, что не только следует по мере возможности использовать исторические тенденции для решения насущных социальных задач, но и вообще предполагаемые программные меры общественного развития необходимо встраивать в объективные процессы, которым не следует противоречить, и которые надо использовать.
    Это положение коренным образом повлияло на представления о социально-экономическом планировании и на поиск надлежащей формы обоснования, проектирования и осуществления предполагаемых мер общественного развития; так зарождались представления о программе общественного развития и о диалектической программе модернизации.

Программа общественного развития в социальной философии Новейшей философии понимается как гибкое субъективное дополнение закономерного общественного развития (законов общественного развития), хотя оно и основывается на централизованно формируемых представлениях и мерах их реализации, но обычно исходит все же не из деклараций чиновников и не из никчемных научных соображений, а из понимаемых руководством страны потребностей общества, заключающихся конкретно в преодолении кризиса и в необходимости развития; такова формальная программная целевая государственная разработка по конкретному развитию общества.
    Формальная программная целевая государственная разработка по конкретному развитию общества учитывает объективные потребности конкретного общества и в целом не противоречит закономерностям развития обществ, поэтому ее реализация есть именно дополнение закономерного общественного развития.
    Для любой страны формальная программная целевая государственная разработка по конкретному развитию общества может быть вызвана возникшей критической ситуацией, и тогда она понимается как программа преодоления глубокого кризиса. Однако она может служить не только преодолению сложившейся критической ситуации, но и реализации мер ее предвосхищения.
    При этом формальная программная целевая государственная разработка по конкретному развитию общества может создаваться и в целях использования сложившейся цивилизационной ситуации; тогда, будучи по своей сути национальной, она будет иметь экспансивный характер, и она может стать глобальной.
    Большое значение имеют предполагаемые к решению задачи, ведь они могут иметь не только социально-экономическое значение, но и внешнеполитические аспекты; это создает предпосылки для превращения формальной программной целевой государственной разработки по конкретному развитию общества в глобальную программу, преследующую уже не только национальные цели.
    Однако формальная программная целевая государственная разработка по конкретному развитию общества всегда есть результат осмысления возникших трудностей, быть может, крупномасштабных задач, но не формационного развития обществ.
    А вот если акцент делается на осмыслении формационных аспектов и на трансформации общественных отношений, что также учитывает развитие экономики, преодоление кризиса и конкретные цели, то говорится о модернизации, и тогда уже речь идет не о программе общественного развития в ее указанном выше смысле, а конкретно о модернизационной программе.

Итак, формальная программная целевая государственная разработка по конкретному развитию общества и модернизационная программа оказываются принципиально различными, при этом планы социально-экономического развития оказываются вообще совсем иным (обсуждение этого вопроса - отдельная тема). Отметим лишь, что указанное различение в науках получить не возможно: это можно сделать только при использовании а) знаний политической экономии, в т.ч. о законах общественного развития, но она изъята из учебных курсов, и б) исследовательских методов диалектической философии, но она никогда и не преподавалась в вузах, так что ни тех, ни других знаний у наук нет, и, в частности, молодые специалисты просто не смогут иметь надлежащих знаний; и это Новейшая философия имеет в виду.
    И суть следующие виды программ общественного развития:
- формальная программная целевая разработка по конкретному развитию общества,
- модернизационная программа,
а также различается план социально-экономического развития.

Как формальная программная целевая государственная разработка по конкретному развитию общества, так и модернизационная программа - это не список тезисов или, тем более, лозунгов о хорошей жизни. Проще сразу декларировать, как в кинофильме «Кавказская пленница»: «хорошо жить - еще лучше». Как формальная программная целевая государственная разработка по конкретному развитию общества, так и модернизационная программа - это результат общего осмысления или, что лучше, теоретической проработки сложившейся ситуации, представленный в виде обоснования и алгоритма процесса решения насущных задач, причем объясняющий любому, как выбрать нужное из возможного или создать его, причем всё это должно обосновываться, а не декларироваться. При этом необходимо объяснять начальные позиции, теоретические основы и пути решения, и это соль программ, без которой программа будет перечнем, скорее всего, устаревших деклараций. Нужны разъясненная теоретическая основа и ее объясненное воплощение в некий алгоритм, реализующей обоснованное решение насущных проблем, а не мнения чиновников, чего-то там себе думающих и выдающих свои мысли за чаяния страны.

В целом программы общественного развития делятся на
- глобальные (в т.ч. экспансивные) и территориальные (государственные, в т.ч. планы социально-экономического развития, включая индустриализацию),
- конкретно антикризисные и модернизационные.

Из формальных программных целевых государственных разработок по конкретному развитию общества стоит выделить следующие:
- Бреттон-Вудская программа,
- проект Евросоюза; - и хотя он и имел серьезные объективные предпосылки и черты, еще много лет назад указанные К.Марксом при осмыслении образования группы наиболее развитых капиталистических стран, но его субъективизация и отсутствие у него теоретических основ в совокупности с негативами капитализма привели к скорым плачевным результатам (впрочем, по Марксу, они в той или иной форме и так должны были быть).
    Также очевидно, что периоду будущей (грядущей) экономики будет соответствовать еще одна формальная программная целевая глобальная разработка по конкретному развитию обществ, и вопрос тут в том, какая из стран первая или одной из первых возьмется за нее и продвинет свои интересы - по крайней мере, хоть свои позиции застолбит на будущее, а то и преимущества получит.

Для социальной философии Новейшей философии интерес сейчас представляет национальная программа общественного развития как территориальная модернизационная программа, которая может быть выстроена, как получается, только на диалектических принципах: диалектическая программа модернизации, тем более, что теперь, как уже отмечалось (см. «О критике сайта и его значении» и «Законы общественного развития и теория»), и сами науки надо развивать; ну а пока науки неразвиты, диалектическая философия обладает прерогативой и имеет карт-бланш.

Для изучения существа развития общества и для составления конкретной целевой разработки этого или для создания диалектической программы модернизации важно понимать следующие положения.
    Во-первых, сейчас пути общественного развития, по крайней мере, преодоление негативов и выживание определяются насущными потребностями общества, а не мнениями отдельных ученых или чиновников.
    Во-вторых, резко возросла роль теоретического обеспечения, которое общественные науки, в силу отсталости своих знаний, создать не могут.
    В-третьих, теоретическое обеспечение для создания формальной целевой разработки по конкретному развитию общества или диалектической программы модернизации должно использовать новейшие теоретические разработки; для диалектической теории модернизации они созданы, в частности,  на сайте уже обозначены положения основания модернизационных теоретизаций и инструментальные возможности диалектической теории модернизации
    В-четвертых, развитие общества должно строиться не на основе неповоротливых планов, какими многочисленными дополнениями они не сопровождались бы, а на основе развивающихся программ общественного развития или модернизационных программ, учитывающих не только некие цели, но и, главное, закономерности развития, объективные потребности общества и текущие изменения в его жизни.
    В-пятых, формальная целевая разработка по конкретному развитию общества или диалектическая программа модернизации должна учитывать не только имеющуюся ситуацию и выбранные субъективные цели, но и специфику капиталистической общественной формации и законы ее развития для того, чтобы определять эффективные и осуществимые варианты развития; это можно сделать только на основе политической экономии, но она изъята из учебных курсов вузов из-за обличения К.Марксом и В.И.Лениным негативов капитализма и их рассуждений о социализме.
     Главное, в-шестых, формальная целевая разработка по конкретному развитию общества или  диалектическая программа модернизации должна учитывать аспекты и тенденции надвигающейся будущей экономики, а не уделять внимание бесполезной болтовне общественных наук и экономистов о спросе, биржевых трендах и т.п. - все эти и другие факторы будут такими, какими они будут запроектированы теми, кто это будет делать. (Поэтому выше и было сказано о том, что на первый план выходит вопрос о том, какая из стран первая или одной из первых возьмется за стратегическую программу и продвинет свои интересы - по крайней мере, хоть свои позиции застолбит на будущее, а то и преимущества получит.) Так что болтунам-экономистам скоро будет нечего делать, а тем чиновникам, которые будут вдогонку решать общественные задачи, придется их решать уже с учетом жестких условий и требований раньше созданных чужих программ общественного развития, ясно, что преследующих только свои интересы. Так что уже надо думать о том, как создавать свои национальные программы, учитывающие собственные интересы и позволяющиеся уберечься от чужого диктата.
    Понятно, что для решения обозначенных задач нужны передовые знания, только за счет которых можно будет выжить в будущем жестоком глобализованном мире. Они в Новейшей философии есть. Одними из них как раз и являются уже упомянутые, обозначенные на сайте положения основания модернизационных теоретизаций и инструментальные возможности диалектической теории модернизации, а для примера можно обсудить социальное значение какой-нибудь из новейших не имеющих аналогов разработок Новейшей философии, например, категории социальной философии Новейшей философии «форма модернизации» или категории современной политической экономии «обращенный капитал».


Продолжение: «Обращенный капитал и его социальное значение».


См. СУТЬ  И  ЖУТЬ  КАПИТАЛИЗМА,
«О: о преодолении европейского кризиса» и «О: добавление к ответу о еврокризисе»,
БУДУЩАЯ ЭКОНОМИКА


[«Модернизации диалектической теории функциональные возможности», «Модернизации формы» и «Капитал обращенный»].





Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.