ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ.

Т: о категориях Платона и логике
.
- 19.09.12 г. -

1. Исследование понятий и категорий философии Платона позволяет не только получить базу для ряда современных диалектических исследований, но и сформировать положения логик современной диалектической философии.
    Например, Платон обсуждает возможность того, чтобы противоположные аспекты относились к одному предмету, да еще в одно и то же время и в одном и том же отношении: например, «Может ли одно и то же в одном и том же отношении одновременно стоять и двигаться?» [«Государство»,  436с].
    Но дело в том, что, по Платону, «каждой вещи принадлежат оба обозначения», т.е. противоположные обозначения. (Платон объясняет это.)
    Материалистичные науки с этим всем соглашаются, но останавливаются лишь на выгодной им (точнее - отдельным ученым) внешней стороне вопроса. Однако как только дело доходит до выражения того, что, например, одно и то же нечто «прекрасно» и «не прекрасно» одновременно, то возникают проблемы.
    Но на основе материалов философии Платона, точнее - на базе исследования некоторых её категорий, можно понять то главное, что позволяет диалектике снять извечную для наук проблему противоречия.

2. Философия Платона позволяет осмыслять логику и дает ей основания, например, те, которые могли использовать Аристотель и Гегель (по крайней мере, ряд аспектов логики Платон обозначил раньше всех, хотя об этом в науках почему-то не говорится).
    Именно философии Платона является базой для логики, в первую очередь, для ее актуального развития в современной диалектической философии.
    Философия Платона оказалась очень важной и полезной при создании новых логик, которые учитывают тысячелетние ретроспективы становления логики.

3. Если учесть аспекты противоречия и отсутствие у Платона определения отрицания и противопоставить бытие и небытие, которые, по Платону, оба существуют, то можно говорить о том, что возможно следующее: «1» & «не-1» = «1».
    Это нонсенс для обыкновенной логики, которую Гегель удостоил презрения. Кстати, в ней бытует закон исключенного третьего, про который Гегель писал, что этот закон «есть закон определяющего рассудка, который, желая избегнуть противоречия, как раз впадает в него».
    В итоге с учетом замечаний Гегеля создается, быть может, основа для понимания новых принципов программирования и, главное, функционирования программ в киберпространстве, когда, например, требуемое (состояние) «А» реализуется (=«А») вне зависимости от всего иного (условий или параметров среды - «не-А»); правда, требуется совершать некоторые дополнительные действия, например, проверять возможное исходное совпадение индуцируемых (программируемых) и требуемых состояний (тривиальное вроде бы условие, но это уже новая логика).


См. «Темы (Т:)».