(Базовые позиции методологии.)
Некоторые базовые позиции методологии определения данных в диалектике.
(Тезисы.)
- 20.02.22 г.
- 9772225665000    22006


Весь ход изучения определения данных в науках показал, что необходим новый, качественно отличный от научного подход к пониманию данных вообще и к их определению в частности. Это в свою очередь определяет необходимость формирования соответствующей методологии, которая, однако, не может в своем конкретном формате определиться сразу: необходимо выявить ее принципы и опорные положения и осуществить ее развитие в ходе раскрытия предмета. В этом смысле необходимо обозначить некоторые базовые позиции методологии диалектического определения данных, которые, являясь результатом и даже развитием предыдущих рассуждений, становятся основой исследований данных в современной диалектике. Это достаточно обширная тема, которая обусловливается многими положениями: изучением предмета, критики определения данных в науках и т.д. Поэтому для обозначения ее существа хотя бы в общих чертах и для акцентирования ее функциональности рассмотрим некоторые базовые позиции методологии определения данных в диалектике (более подробно их, а также другие позиции можно будет рассмотреть отдельно, но это уже будут конкретно вопросы определения и выведения методологии определения данных в диалектике, в то время как сейчас необходимо показать ее особенность, обусловливающую ее формирование).

1. Для познания мира и его объектов следует использовать не науки, базирующиеся на чувственном восприятии мира, а диалектику, которая позволяет, согласно Гегелю, проникать взором «к истинной скрытой основе вещей», и тогда «раскрывается за пределами чувственного мира как мира являющегося мир сверхчувственный как мир истинный».

2. Формулировка проблемы определения непосредственно (именно) данных (как нечто отличного от результатов ощущений или восприятия) был акцентирован и осмыслен только в Современной диалектической философии.
    Ее решение невозможно без философического осмысления (см., напр.: «Диалектическое основание определения данных»), почему-то отсутствующего в науках.

3. Методология определения данных в диалектике обусловливает осуществление диалектического подхода, принципиально отличного от научного,
а) к изучению и определению данных и возможностей их обработки,
б) к созданию качественно новых информационных инструментов, что обусловливает переосмысление информационных технологий (ряд других причин которого был обозначен по ходу статьи),
в) к осмыслению кибер интеллекта,
г) к алгоритмизации познания, по крайней мере, диалектического.

4.Основными принципами методологии определения данных в диалектике являются следующие (укажем некоторые из них, остальные можно будет обсудить отдельно):
– отказ от материализма, причем в первую очередь в таких вопросах, как восприятие объекта и рассмотрение его сущностных аспектов,
– применение не обычного логического мышления, а действительного логического,
– использование понятий знания по Платону и определения по Гегелю,
– применение не только Гегелевских спекулятивной логики и его Системы логики (ее не следует путать с Системой философии Гегеля, Системой науки и Энциклопедией философских наук), но и более развитых представлений, сформированных в рамках неодиалектического проекта «Наука логики – 2», в первую очередь возможностей Системы логик,
– отказ от ничтожных «законов» обыкновенной логики и «законов» Энгельса (известных как «законы диалектики», см. НЕТ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ), в итоге – отказ от обыкновенной логики, чье содержание, как мы уже неоднократно отмечали, Гегель удостоил презрения,
– исключение дурной бесконечности вопросов о начале определения данных, о причинах и следствиях этого процесса и т.д., не имеющих решения в науках,
– новое философское понимание данных, в том числе понимание данных как категории,
– понимание обработки данных (в том числе применение методов) в качестве частного вида познания (что в корне меняет представление об информационных технологиях, что в свою очередь требует переосмысления их определения и применения),
– применение неодиалектических представлений об интеллекте и его компьютеризации.

5. Базовыми положениями качественно нового для наук, диалектического определения и исследования данных становятся давно известные в диалектике, в первую очередь из труда Гегеля «Наука логики» (укажем некоторые из них, остальные можно будет обсудить отдельно), положения:
– исследование сущностных позиций вещи,
– понятие различения, которое следует применить к данным,
– диалектическая определенность законов,
– диалектическая определенность знаний, что приводит в том числе к пониманию и определению метаданных (активно используемых в программировании, но в нем необоснованных и случайных, как и данные),
– диалектическое понятие формы, которое следует применить к данным, в том числе в смысле форматов данных (например, база данных),
– понятие развития (динамика, изменение), которое должно, с одной стороны, пониматься в смысле познания и, с другой стороны, трансформироваться в позиции обработки данных и стать основанием определения информационных технологий.

6. Даже с учетом приведенных позиций, обозначающих методологию определения данных в диалектике, понятно, что она является принципиально отличной от способов (точнее – попыток) определения данных в науках, что объясняется как применяемым диалектическим подходом, так и тем, что рассмотренная выше проблема определения данных в науках выходит далеко за свои пределы и при этом обозначает а) до сих пор даже не определенные в науках проблемы научного познания и информационных технологий и б) основы и позиции их решений.

7. В связи с тем, что в современной диалектике
– неизбежно затрагиваются моменты научного понимания и определения данных, 
– обозначенные ранее вопросы рассмотрены и во многом решены на основе диалектики, в первую очередь – на основе философии Гегеля, однако которая игнорируется материалистичными науками,
    то для изложения исследований (и взаимодействия) с заинтересованными лицами пришлось сформировать особый инструмент – особую методологию, которая, с одной стороны, обозначает актуальные вопросы и позволяет разъяснить их существо и, с другой стороны, имеет возможности раскрыть их на научной основе (правда, в ряде случаев – с привлечением диалектических инструментов), по крайней мере, обозначить их и показать возможности (методы) их решения.
    Опорными позициями этой методологии стали уже ранее обозначенные на сайте
особая сфера, сопрягающая диалектическое познание с объективно-научным познанием,
– особый инструмент – диалектический синтетический подход, связывающий диалектический предметный подход с эффективными научными эвристическими и исследовательскими инструментами, который фактически является своего рода коммутатором обозначенной области исследований с объективно-научным познанием.

 

 

 

Дискуссии и конференции. Данные