Краткое промежуточное обобщение.
- 14.05.23 г.
- 9772225665000    23016


А. После значимого вывода о том, что информационные технологии можно и даже нужно рассматривать с позиций Платоновского математического представления вещей, необходимо подвести некоторые промежуточные итоги – следует сделать некоторое обобщение, которое имеет ряд целей.
    Во-первых, нужно обобщить результаты исследований последних двух лет, так как появился ряд принципиально новых и даже неожидаемых выводов и положений, которые актуальны в смысле нового подхода к познанию и к программированию, что нужно акцентировать и осмыслить.
    Во-вторых, необходимо понять, каким же все-таки образом и по какой причине рассмотрение современных положений программирования привело к постулатам античной философии (не только Платоновской, но об этом чуть позже).
    В-третьих, следует определиться с перечнем упомянутых и ряда других современных, но еще пока не рассмотренных на сайте вычислительных методов и программных продуктов, которые тесно связаны с осуществляемыми диалектическими исследованиями.
    В-четвертых, требуется определиться с опорными положениями и направлениями последующих исследований и их содержанием, поскольку первоначально предполагаемая их траектория обрела ряд новых вариантов продолжения.
    Вопросов вроде бы немного, но они объемные и, главное, трудоемкие (однако впереди все лето, когда спокойно можно будет сделать обобщения, выводы и новые предположения).

Напомним, что исследования были обусловлены вопросом кардинального развития диалектического познания.
    При этом один из вариантов развития познания понимался как его развитие за счет компьютинга: алгоритмизация познания, что органично для диалектики, ибо в ней, по Гегелю, познание осуществляется на конструирующем самого себя пути, который несмотря на строгость обеспечивают полную свободу познанию и творчеству и их развитию.
    Итак, интенсификация диалектического познания за счет алгоритмизации и компьютеризации.
    Однако рассмотренное положение было обусловлено не только постоянным развитием диалектики, но и выводом, сделанным в реализуемом нами проекте «Наука логики – 2», о том, что программирование выводится из труда Гегеля «Наука логики», в первую очередь, объектно-ориентированное программирование, причем сопоставление ряда положений труда Гегеля «Наука логики» и объектно-ориентированного программирования акцентировало не только их определенное тождество, но и ряд моментов как вариантов алгоритмизации рассуждений в науке логики, так и положений становления и пути развития программирования.
    При этом отвержение обыкновенно логики, чье содержание Гегель удостоил презрения (Соч. Т. 5. С. 30), обусловило привлечение к рассуждениям спекулятивной логики, органичной диалектике, что, в свою очередь, все вместе обусловило создание диалектико-ориентированного программирования, во-первых, не имеющего многих ограничений, обычных для наук, и, во-вторых, обладающего гораздо более широким арсеналом возможностей, методов, чем они. Именно эта парадигма программирования и стала основанием
 (1) для понимания вариантов алгоритмизации и современного развития диалектического познания, что напрямую соответствовало решению указанной выше задачи,
 (2) для критики традиционного (обычного) программирования, на основе которой также предполагалось определить ряд позиций развития программирования и познания.
    Однако выявились и внеплановые новые моменты (некоторые из них уже были оглашены на сайте, а полный их перечень может быть обсужден отдельно), главными из которых оказались
- некорректное определение данных в науках и в информационных технологиях,
- то, что в науках методы внешни предметам исследований и формальны, причем даже их строгая предметизация ненамного уменьшает их формальность, – скорее, ограничивает их.
     Все это не только поставило под вопрос корректность осуществления информационных технологий, но и обусловило понимание неизбежности их качественного развития – создания диалектических информационных технологий, что вполне соответствует отказу в диалектике от обыкновенной логики и что конкретно проявилось в проекте «Наука логики – 2».
    Итак,
– «Наука логики»: отказ от обыкновенной логики и реализация спекулятивной логики,
– «Наука логики – 2»: начало алгоритмизации диалектического познания и качественное развитие информационных технологий.

Б. В последнее время на сайте излагались материалы второго направления, в рамках которого и был начат диалектический анализ информационных технологий.
     Основной задачей стало понимание того, ЧТО в них обрабатывается и КАК. Обычно в науках – это данные и методы, но, как оказалось, ни первое, ни второе в них корректно не определено: говорится много различных красивых и по-своему содержательных понятий, но во многом противоречащих друг другу, и в последние два года существенно изменилось понимание многих из них.
    При этом развитие диалектического познания оказалось тесно связанным со следующими из обсужденных положений:
– новое, диалектическое понимание данных,
– понимание данных в качестве существа информационных технологий,
– системность методов и этапов информационных технологий, понимаемая через рефлективность,
– Платоновское математическое представление вещей как основа информационных технологий,
– определение нового подхода к информационных технологиям: создание их диалектической парадигмы, специализируемой под конкретные предметные направления и задачи.
    И понимание программирования изменилось.
    Кроме того, также была осознана необходимость исследования не конкретного новомодного продакшена, а обобщенной парадигмы программирования, уже потом ориентируемой в отдельной сфере деятельности или даже в области конкретной задачи.
    Это все вылилось в понимание диалектико-ориентированной парадигмы и предметных информационных технологий (причем с учетом предыдущего изложения материалов сайта было акцентировано экономическое направление: экономические информационные технологии).
    Однако самым главным стало понимание
– того, каким же все-таки образом и по какой причине рассмотрение ультрасовременных положений программирования привело к анализу постулатов античной философии,
– связи базовых концептуальных положений осмысления информационных технологий с основами древнегреческой философии (что, однако, не сильно повлияло на развитие наших исследований, вероятно, по причине того, что они сами во многом базируются на диалектике, имеющей значительную древнегреческую составляющую).

В. Очевидно, что необходимо скорректировать первоначальный план изложения, который был ориентирован на исключение недостатков обычных информационных технологий за счет актуализации и применения диалектических типов данных и методов – за счет формирования и применения диалектико-ориентированного программирования и создания предметных информационных технологий. Этой корректировки, быть может, было бы достаточно для совершенствования научной гносеологии, но не для диалектической гносеологии, требующей решения обозначенного выше парадигмального вопроса.

 

Дискуссии и конференции. Методы