Кластеризация и гносеология.
- 08.10.23 г.
- 9772225665000     23023


В предыдущей статье «Кластеризация и диалектика» было сказано, что одной из причин переосмысления кластеризации стало то, что в процессе ее изучения и ее нового определения были выявлены новые методологические аспекты и возможности, в том числе позволяющие а) понять ее по-новому, диалектически, и б) начинать на ее основе решать особые задачи, причем даже в алгоритмическом плане, – задачи, которые в силу их особого (например, трансцендентального) характера в науках были исключены из сферы возможностей применения кластеризации или вообще не были поставлены; о некоторых из этих задач будет сказано чуть позже.

Теперь необходимо акцентировать ряд положений, которые наглядно продемонстрируют а) основы и возможность диалектического переосмысления кластеризации, важность этого и варианты использования получаемых знаний, а также б) некоторые темы для общения (дискуссии), в процессе которых будут акцентированы наиболее актуальные вопросы. Эти положения будут изложены в ряде последующих статей, каждая из которых будет иметь свою особую смысловую нагрузку.
    Кроме непосредственного обозначения ряда положений (на основе нового понимания кластеризации и в связи с обозначением ее особенности и с возможностью использовать положения науки логики Гегеля), будут указаны аспекты ряда парадигмальных положений и возможности, позволяющие
– существенно дополнить представления о данных, кластеризации и методах информационных технологий,
– осмысливать и решать некоторые задачи, к которым в науках кластеризация не применялась (быть может, поэтому они до сих пор и не решены в науках).

В данной статье речь пойдет о ряде важнейших аспектов гносеологии кластеризации, которые имеют и теоретическое и практическое значение.

Отметим, что именно в части гносеологии определились новые диалектические методологические возможности, которые в современной диалектике позволили установить определенность кластеризации.
    Она, в свою очередь, позволила получить принципиально новые определенности (идеи) как для самой кластеризации, в частности, в сферах методологии исследования и применения кластеризации и создания на ее основе качественно новых алгоритмов, так и для некоторых (классов) задач, например, оптимального разбиения исходной выборки на кластеры, соответствующего новому диалектическому пониманию кластеризации и ее применению, не известному в науках.
    В целом же оказалось, что кластеризация может пониматься в качестве основы принципиально новой организации и алгоритмизации познания, что актуально для решения одной из основных задач современной диалектики – алгоритмизации и компьютеризации ее познания.

Применение науки логики Гегеля позволило
– установить определенность кластеризации,
– определить особенность кластеризации (особенность в диалектическом понимании),
– получить рефлективные определения,
– исключить предметные противоположности.
    Это открыло принципиально новые возможности при решении некоторых (классов) задач, в том числе за счет выявления а) дополнительных признаков объекта и наборов данных и б) новых операций вплоть до порождения новых объектов и данных.
    Кроме того, операция порождения предстала в другой, новой ипостаси, ибо она оказалась различенной, но в другом ракурсе, чем в ранее отмеченном на сайте, и поэтому стала пониматься по-новому. Иными словами, в ходе анализа кластеризации было обнаружено новое методологическое свойство (принцип).    
    Вообще этот новый методологический (категориальный) принцип (аспект) не только нов, но и принципиально важен для познания и составляет отдельный предмет для изучения (ему будет посвящена отдельна дискуссия). Например, он важен для исследования ряда феноменов. Так, кластеризация, ранее уже обсужденная на сайте в смысле ее общепринятых определений, тоже теперь предстала в другой, новой ипостаси, ибо она оказалась различенной, причем без использования как упомянутых ранее противоположностей, так и противоречия, применение которых для получения новых данных и объектов уже обсуждалось на сайте.
    При этом обусловливаемая комплексная дуальная особенность различенности не только образовала новую задачу, подлежащую исследованию, но и определила новую функциональную фальсифицируемость кластеризации, которую еще предстоит осмыслить. Она дает принципиально новые возможности: например, оказалось возможным пред-полагать и выделять не только нетипичные для (существующих) объектов и новые для них характеристики и свойства, но и новые объекты и соответственно обусловленные ими данные – новые данные.

Кроме того, на основе науки логики Гегеля также были различены и определены моменты качества кластеризации, позиции различия которого принципиально важны не только для ее понимания в целом, но и для выявления ее конкретных определений и особых свойств и возможностей, в том числе для решения на ее основе задач, для которых она (без ее установленных особых свойств и возможностей) ранее не использовалась. При этом, что не менее важно, стало возможным обосновать и развить количественную сторону кластеризации, причем категориально.

В целом же речь идет о расширении представлений не только самой гносеологии кластеризации, но и об основах и методологии изучения обозначенных вопросов, т.е. о гносеологии в целом, в том числе о целых направлениях познания (о науках), например… о математике, но как такой математике, которая работает с качественными позициями (о ней уже говорилось на сайте).

Следует отдельно отметить, что применение науки логики Гегеля к кластеризации позволило, во-первых, а) кардинально переосмыслить эту операцию, б) определить ее диалектически и в) выявить характерные диалектические категории, определяющие кластеризацию.
    Однако использование Гегелевской науки логики – это отдельный вопрос, который имеет громадное категориальное значение, причем прежде всего для развития методологии как диалектики вообще, так и информационных технологий в частности, и он будет обсужден отдельно.

 

Дискуссии и конференции. Методы.