Образ человеческого сознания.
- 15.06.07 г.


Образы человеческого сознания суть субъективные определения и формы человеческого мышления, в т.ч. образы мышления, рассудочные понятия и представления.

Если рассудочные (обычные) понятия суть субъективные понятия материалистического мышления, а, по определению Гегеля, суть формы, находящиеся на содержании, то образы мышления суть содержания (познаваемого) в человеческом сознании, а субъективные определения – внешние содержания в нем; образы мышления и субъективные определения обладают существованием.

Указанное различие понятия для человека – принципиально. Если рассудочные понятия имманентны мышлению, то образы мышления и субъективные определения  существуют, т.е. имеется качественное рассудочных понятий от образов мышления и субъективных определений.
    Можно привести некоторую аналогию. Рассудочные понятия имеются как чернила, вылитые в реку (человеческое сознание); нельзя сказать, что их нет в ней, но очевидны и явные отличия по сравнению с их нахождением в бутылочке: в реке чернила растворяются. Образы мышления же можно сравнить с содержимым реки – камни, рыбки и т.д., субъективное определение можно сравнить, например, с плотом; они существуют, не теряя себя.
    Понимание указанного различия тем принципиально, например, что позволяет различить и расчленить операнды, с которыми работает мозг человека, выделить отдельные и особые его действия, расширить функциональность, определить его внешнюю рефлексивную деятельность*. Поэтому, в частности, в
современной диалектической философии различены методы познания (в основном, использующие рассудочные определения, а также образы мышления) и методы постижения (использующие образы мышления и субъективные определения).

* Для позиционирования категорий в современной диалектической философии используются различные глаголы: так, например, рассудочное понятие имеется, субъективное определение и образ мышления существуют (а действительные категориальности наличествуют).