Мистика и мистическое.
- 17.02.08 г. -


Мистика (мистическое) – не доступное наукам, не познаваемое через ощущения и рассудочное восприятие, не доступное* в экспериментах
    Мистику можно различать по степени «таинственности» или ограниченности данного человеческого восприятия, соответственно, как чувственную мистику, мистику восприятия или мистику рассудка человека.

По определению Гегеля, мистика есть нечто таинственное, но лишь для рассудка, т.е. для рассудочного познания, но, следует добавить, для разума и, соответственно, для диалектического познания мистика (мистическое) – не таинственна или временно таинственна, т.е. рано или поздно, познаваема. Более того, для диалектического мышления, в смысле гегелевского тождества мышления и бытия, любое так или иначе определенное (здесь: в том числе и мистическое) явно или неявно существенно, соучастно мышлению, т.е. познаваемо.

Таким образом, мистика – тайное только для рассудочного познания, для наук.

Для диалектической философии мистика может пониматься как еще непознанное, временно непознанное.

Мистика (мистическое) может быть трансцендентальным или физическим феноменом или эффектом инфернальной содержательности.

Понимание мистики и мистического обычно путается с чудом, эзотерикой и мистицизмом.


* - скрываемое есть мистифицируемое или искажаемое.

Примечание: трансцендентное [запредельное по отношению к физическому миру, к пространственному бытию] есть недоступное опытам рассудка, рассудочному познанию, и для него – непреодолимая или полная мистика.

Дополнение.
Отдельно отметим, так как это принципиально, что в диалектической философии, концептуально, мистика – (еще) непознанное, эзотерика – тайное, скрываемое, мистицизм – нерелигиозное признание принципиально непознаваемого и контакта человека с потусторонним миром.

См. «Мистицизм» и «Эзотерика (и эзотерическое)»

[«Человеческое сознание», «Опыт» и «Эксперимент»].