Эзотерика и эзотерическое.
- 19.06.09 г.


Кроме искусства и рационалистических знаний (в т.ч. науки) диалектика как познание различает древние знания (прежде всего, реализм), эзотерику (в т.ч. диалектику) и религиозные знания (напр., зороастризм).

А. Эзотерика (эзотерическое), в буквальном значении, понимается как «внутреннее», «скрытое от глаз», скрытое от большинства людей, поэтому понимается как нечто тайное, понятное лишь посвященным, избранным. Но в такой трактовке эзотерика не отличается от секрета - того, что не подлежит разглашению, что скрывается от посторонних. Поэтому подспудно эзотерикой считается такое тайное, которое связано с мистикой, оккультизмом или представляет собою некоторые сакральные знания, учение; и часто эзотерика понимается как тайное сакральное учение, смыслы и знания которого доступны лишь посвященным, прошедшим через определенные обряды. 
    Эзотерикой также называют учения о глубинных смыслах мира, природы, общества и человека на основе оккультных представлений, т.е. эзотерика представляется, по сути, как учение или «оккультная философия», например, герметизм
    В частности, эзотерикой называют учения о предназначении или судьбе человека. Такие учения "предлагают" возможности ознакомления с будущим человека или самосовершенствования людей, в основном, через практики измененных состояний сознания, медитации и т.п., зачастую выставляют формально наперед религиозные принципы, но … реализуют оккультные действия, обряды и цели. Поэтому иногда эзотерикой называют оккультные науки, предсказания или гадания, например, астрологию.
    Нередко эзотерикой неоправданно называют профанации, которые возникли в Новейшее время на Западе с использованием мировоззренческих представлений Востока, например, «учения» Блаватской, Штейнера, Е. Рерих (все они, кстати, относятся к оккультизму).

Таковы обыденные понимания и трактовки эзотерики, почти всегда ошибочные, не выражающие ее главной особенности и поэтому приводящие во многих случаях к ее отождествлению с нечто малопонятным обществу и наукам с оккультным или магическим. И не удивительно, что эзотерика у многих людей ассоциируется с оккультизмом, его обрядами и практикой, колдовством или магией, что концептуально не соответствует действительности, так как, во-первых, не все оккультные, колдовские и магические учения, практики, знания и обряды относятся к эзотерике, и, во-вторых, к ней относятся не только и не столько они, не только они ее составляют, например, эзотерикой также могут обладать мистицизмы и другие знаниевые и мировоззренческие системы.

Б. Согласно современной диалектической философии, эзотерика – (скрываемые) духовно-трансцендентные знания и, как неизбежное следствие, базирующиеся на них представления, доктрины и учения, которые действительно оказываются понятными лишь ограниченному числу людей, но не только по причине посвящения: и посвященные могут не понимать знаний. Кроме посвящений, которые открывают некий доступ к тем или иным знаниям и секретам (учений или жизни соответствующих сообществ), реально нужны практические и/или познавательные возможности вне чувственной достоверности и вне материалистических, чувственных представлений.

Эзотерика, в первую очередь, есть сфера (совокупность) духовно-трансцендентных и сверхчувственных знаний, полученных путем постижения, трансцендентальным и/или оккультным образом [хотя определенные их факты и моменты были актуализированы в связи с конкретными целями] и уже только потом трансформированных в формы скрываемых (закрытых) доктрин и учений.
    В целом эзотерика это закрытая область трансвременных непреходящих трансцендетно-духовных знаний, а также актуализированных на их основе в той или иной мере закрытых учений, представлений и возможностей, включающих знания о миросоздании, мироустройстве, мироразвитии и мирозавершении, о человеке и генезисе общества, а также о соответствующего этому всему познании и мировоззрениях.
    Эзотерика мистична для большинства людей, так как объединяет неведомые знания, поэтому, как уже было отмечено, обычно ассоциируется с оккультизмом, колдовством и магией, что верно отчасти.

Эзотерика не является формой или видом общественного сознания, она область соответствующих знаний, она является формой самосознания и выражается в закрытых или частично закрытых учениях.
    Эзотерика отлична от наук, так как основана на познании, прежде всего, духовного и взаимодействии с ним. Науки, в отличие от эзотерики, открытые разрозненные преходящие знания (часть которых может засекречиваться) о малой толике материального окружающего мира, о теле человека и об обществе; науки бездуховны, не владеют знаниями и малозначимы для миросоздания.

Эзотерика обычно понимается или связывается с рядом положений, из которых укажем следующие:
- на основе рационального познания и за счет рациональных мер, в т.ч. на основе идеализма (включающего материализм), наук и экспериментов, не возможно познание мира,
- познание окружающего мира возможно за счет опыта и трансцендентальных возможностей человека, знаний и вневременных представлений,
- знания - объективны, их не следует путать с информацией, пусть даже полученной в науках,
- всеобщее и вневременное познание есть духовное познание,
- эзотерика оперирует вневременными данными, темами и представлениями, в т.ч. об обществе и его развитии,
- существенны и необходимы возможности и техники для доступа к знаниям и занятий ими (эзотерикой).

Эзотерике присуща явно выраженная дихотомия, соответствующая двум парадигмальным системам, поэтому двум духовно-мировоззренческим позициям, включающим каждая осмысление и разделение добра и зла, и представляется двумя основными системами знаний и познания (соответствующими учениями).
    В силу разных путей развития, различных осмысления, разделения добра и зла и отношения к ним и других факторов эзотерика в своей дихотомии имеет различения, например, по религиозным взглядам (известны четыре пути развития (обогащения) [знаний] эзотерики).

Следует понимать, что эзотерические знания, предназначенные для узкого круга людей или понятные только узкому кругу людей, категорически скрываются, любое, явленное вовне эзотерики из нее, практически всегда есть ложь и дезинформация, хотя в ряде случаев может служить демонстрационным или иным целям.
    Вовне эзотерики ее знания искажаются и мистифицируются любыми способами, поддерживаются искаженными и множатся такими. Это происходит как за счет поддержания и развития в самом обществе неверных и искаженных представлений, неправильных интерпретаций фактов и явлений мира, научных заблуждений и общественных профанаций, в том числе в вульгарных представлениях разнообразных (мистических) школ, центров, сект и проч., вплоть до финансирования учений и книг разных вульгарных центров, школ и «гуру» (которых эзотерика беззастенчиво пользует в своих целях), так и за счет реализации явных дезинформаций и распространения неверной или искаженной информации, особенно через печатные и, в последнее время, электронные ресурсы. 
    Мистифицируются и искажаются не только представления, но и даже отдельные термины, например, везде говорят о чакрах, на которые, как оказалось, можно воздействовать даже … теплыми камешками (на этом шарлатанстве основаны даже целительско-медицинские курсы профилактик и оздоровления), а ведьмовство, в т.ч. Уикку (wikka), и ведовство вообще причисляют к деятельности (учениям?) ведьм (видимо, в силу одинаковых корней слов).
    Искажения, мистификации и откровенные дезинформации могут быть как объективными, так и субъективными, как саморазвивающимися, так и инициированными, как пассивными, так и активными, как индивидуальными, так и групповыми. Иногда возможны и явные действия представителей различных «частей» эзотерики, например, в отношении как друг друга, так и астрологов, гадалок, экстрасенсов и т.д., причем последние обычно выступают разменной монетой в различных эзотерических «мероприятиях» и политиках...

Эзотерика, оформленная в виде учений и доктрин, обычно обладает внешней открытой частью, имеющей различные предназначения.

В. В диалектической философии эзотерика используется для получения знаний (в качестве пояснения этого весьма примечателен труд Гегеля «Философия религии»).

В Новейшей философии для изучения эзотерики, в том числе с учетом трансцендентных аспектов, а также опытных возможностей современной диалектической философии, сформирована эзотеология и разработана особая теория познания – эзотерическая гносеология, а в ее рамках – объективно-эзотерическая компаративистика, одной из дисциплин которой является арифоматрия.
    На основе эзотерической гносеологии с привлечением мощнейшего современного диалектического инструментария проводятся исследования различных древних, эзотерических и иных представлений и учений.


См
. «Упанишады», «И Цзин (история и гносеология)», «СДФ, даосизм и гностицизм: противоположные аспекты начала»,
«Эзотеология», «Эзотерика диалектической философии»,

«Вторая Энциклопедия философских наук»

[«Парадигмальная система», «Диалектические технологии актуализации информации», «Знаний уровни», «Оккультизм», «Веды», «История», «Негативные воздействия» и «Фоновое зрение»].



Облачная зона по этой теме закрыта до новых дискуссий.