Структурно-функциональный менеджмент.
- 09.11.08 г. -

Структурно-функциональный менеджмент - наука современной политической экономии.

В современной политической экономии с учетом изменения экономических условий в целом и повышения для теоретизирования в отношении организации деятельности предприятий значимости факторов внешних условий и возможности их конкурентного использования были переосмыслены имеющиеся взгляды, в том числе экономической науки, на формирование и деятельность предприятия и его управление. В частности, в виду изменения экономических условий на основе гегелевского начала исключенного третьего в теоретико-производственном отделе современной политической экономии были выявлены и обоснованы стороны и новые формы деятельности предприятия и факторы управления им и, соответственно, позиционированы менеджмент и новые структурно-функциональный менеджмент, аутсайдинговый менеджмент и стратегический менеджмент.

 А. Понимание структурно-функционального менеджмента, как новой науки, стало возможно как в силу практических факторов, так и в силу новых достижений в современной политической экономии, социальной философии Новейшей философии и экономической философии Новейшей философии, обладающих качественно новыми знаниями по сравнению с экономической наукой. Развитию идеи формирования структурно-функционального менеджмента и ее теоретико-практического обеспечения также способствовали новые экономические технологии, прежде всего, информатизационная капитализация. Поэтому структурно-функциональный менеджмент является, в определенном смысле, закрытым для экономической науки, но не только по указанным причинам, а и по ряду других причин, например, а) использование ряда собственно политэкономических категорий, в том числе таких, как прибавочная стоимость и способ производства, уже не известных в экономической науке, б) применение новых категорий современной политической экономии, в) учет новых экономических тенденций, открытых на основе политэкономического анализа, и др. При этом многие положения экономических практики и технологий современной политической экономии также выдерживаются в качестве ноу-хау для экономической науки.

 Б. Структурно-функциональный менеджмент - наука об изменениях, модернизации и адаптации организации  и деятельности социально-экономических систем или производственных систем в изменяющихся внешних или критических условиях.
    Структурно-функциональный менеджмент - принципиально новая наука, исследующая современные аспекты и формы деятельности социально-экономических систем и предприятий, их организации и трансформации, а также вопросы адаптации и изменения их деятельности и работы их сотрудников разного уровня в конкретных условиях*.
    Структурно-функциональный менеджмент понимается и как тактико-социальная политика организации деятельности предприятия и его сотрудников в условиях изменения рынков, поэтому в определенной мере отрицает неправомерное применение компьютерных планово-управленческих систем.
    Структурно-функциональный менеджмент есть, с одной стороны, научно-практическая система адаптации и повышения эффективности управления и деятельности предприятия на конкретных рынках ресурсов, труда и заказов и в конкретно складывающихся социально-культурных условиях и политико-законодательной ситуации. С другой стороны, структурно-функциональный менеджмент - управленческая аналитическая деятельность, систематизирующая и персонализирующая процессы деятельности персонала предприятия в адаптируемом режиме, в первую очередь, функции планирования, адаптации и конкурентной защиты предприятия.
    В частности, структурно-функциональный менеджмент предлагает комплексные меры обеспечения системно-структурной деятельности руководящего состава предприятия.
    Возможности структурно-функционального менеджмента являются комплексными, и наиболее целесообразно использовать его инновационные и креативные возможности.

В структурно-функциональном менеджменте используется система понятий современной экономической философии, что выгодно отличает его от иных организационных и управленческих экономических форм и наук, а также дает понимание предметных и аксиологических аспектов экономической жизни, задает способы ориентации людей и их проектов среди многообразных явлений, процессов, способствуют осознанию многообразных проявлений производственной жизни.
    Деятельность предприятия рассматривается в рамках существующей картины рынка, доминирующих норм, традиций, ценностей и альтернативных моделей. Создаваемые варианты модификации, модернизации и управления предприятием включают, кроме обычных экономических представлений, также и психико-социальные, философско-антропологические и другие представления о производственной деятельности людей, их отношениях к условиям своей жизни и работы и механизмах производства ценностного отношения к объективной предметности, работе и инновациям. 
    При создании структурно-функционального менеджмента также использовался ряд принципиально новых экономических разработок современной политической экономии, в том числе расширенная теорема Коуза.

Предпочтительные направления использования структурно-функционального менеджмента (и как науки, и как экономической технологии): 
 а) организация, перепрофилирование и адаптация деятельности предприятия, его подразделений или его руководящего персонала в конкретных условиях рынков,
 б) тактическое и среднеперспективное планирование и развитие деятельности предприятия и его присутствия на рынках, как в детерминированном виде, так и в верифицируемых видах, зависящих от изменяющихся внешних условий,
 в) тактическое и среднеперспективное осуществление инновационной деятельности и модернизации предприятия,
 г) интеграция предприятий, образование их групп и холдингов,
 д) формирование политики предприятия в кризисных условиях и антикризисное управление,
 е) оптимизация реструктуризации предприятия с учетом реалий ближайших и среднеперспективных экономических тенденций,
 ж) повышение эффективности деятельности предприятия и его персонала,
 з) оптимизация и ведение акционной политики предприятия,
 и) оптимизация и ведение капитализационной политики предприятия.

Структурно-функциональный менеджмент понимается и реализуется также и как новоэкономическая технология - системно-структурная аналитическая технология адаптации, подготовки и обеспечения управления и деятельности предприятия в конкретной социально-экономической ситуации при минимизации зависимости от компьютерных систем управления и планирования, особенно в условиях новых или не отечественных рынков, резкого изменения внешней политико-законодательной ситуации, форсмажорных и иных рассматриваемых ситуаций.

 В. Структурно-функциональный менеджмент обусловлен следующими причинами:
-  явные, исторически неизбежные, произошедшие изменения экономических условий, связанные с вступлением общемировой капиталистической экономики в новую фазу развития,
- научно-теоретические проблемы экономической науки, в том числе негативы и узкая специализация имеющихся разработок экономической науки,
- понимание невозможности эффективного преодоления ряда внешних и внутренних проблем предприятия на основе морально и идейно устаревших путей, предлагаемых существующими высыхающими экономическими теориями и бездушными убогорациональными планово-управленческими программными средствами,
- новые практические задачи,
- критичность использования ряда компьютерных систем**,
- необходимость определения научно-прикладных ресурсов для перестройки или хотя бы адаптации предприятия и деятельности хотя бы его руководящего состава в ряде случаев в силу действия внешних условий, как рыночных, так и административных.

Указанные положения и ряд других были обобщены и позиционированы и как форма существования и развития предприятия, и как непроизводственная деятельность постоянно вовне-изменяющейся структуры. 
    Структурно-функциональный менеджмент стал пониматься как неизбежность решения вопросов перестраивания предприятия под более сильные факторы и условия, обычно действующие в отношении предприятия со стороны рынка и государства. 
    Однако не менее принципиальными оказались и внутренние факторы, прежде всего, организация деятельности предприятия в новых социальных и кризисных условиях. 
    Благодаря аспектам «практической части» стали развиваться специализированные функции структурно-функционального менеджмента.

 Г. Структурно-функциональный менеджмент принципиально отличается известных экономических теорий и дисциплин, в т.ч. от менеджмента, экономических планово-производственных дисциплин и компьютерных технологий (напр., ERP-систем).
    Во-первых, его реализация осуществляется на основе формируемой социально-философской картины предприятия и соответствующего сегмента рынка.
    Во-вторых, значительно увеличена аналитическая и консалтинговая части, в определенной мере, за счет сокращения необоснованных и малоэффективных компьютерных компонент. 
    В-третьих, структурно-функциональный менеджмент на соответствующем (выбираемом) уровне обобщения комплексно сочетает возможности известных экономических прикладных наук (напр., логистики). 
    В-четвертых, структурно-функциональный менеджмент, в отличие от собственно менеджмента и сопровождающих его обеспечений, зачастую опосредованно акцентируется на профильных областях (напр., бизнес-проектирование, логистика, НОТ и др.) и функциях (напр., формирование планов продаж и производства, управление запасами и закупками и др.), но в комплексе актуализирует их существенные моменты и интегральные значения, определяемые общефункционально, или  в зависимости от поставленной задачи или ситуационной специфики, в частности, в целях дополнения данных, комплексной оценки внутренних и внешних ресурсов и ситуации и осуществления на основании этих мероприятий возможного реплэнинга тактики и стратегии внутренних и внешних деятельности и развития.
    В-пятых, осуществлено определение ряда принципиально новых сторон деятельности предприятий и, в частности, учет следующих соответствующих аспектов:
- перепрофилирование и адаптация деятельности предприятия и его персонала в изменяющихся и кризисных условиях рынков,
- плановое осуществление инновационной деятельности и модернизации предприятия,
- обеспечение интеграции предприятий,
- определение и осуществление акционной политики предприятия,
- определение и осуществление капитализационной деятельности предприятия,
    Можно сказать, что структурно-функциональный менеджмент есть отрицающее дополнение менеджмента, позволяющее адаптировать сам менеджмент и созданные управленческие структуры и системы предприятия под новые внешние рыночные и административные условия, причем, что особенно важно, без применения все более типизируемых программных управленческих инструментов, не то, чтобы плохих, но предлагающих однотипные в теоретическом смысле и программном исполнении решения.

 Д. Структурно-функциональный менеджмент (и как наука, и как экономическая технология) включает ряд основных и вспомогательных направлений, из которых имеет смысл указать следующие:
- «адаптация», в т.ч. верификация концепта и существующей структуры предприятия и его управления с учетом внешних факторов;
- «социализация»;
- «специализация» (специализированные функции структурно-функционального менеджмента).

* Вопросами оптимизации внешних социально-экономических воздействий и оптимизации и приведения в соответствие внешних контактов и PR предприятия занимается аутсайдинг.
** Например, в отношении ERP-системам оказались существенными следующие факторы
- малое доверие руководств компаний к высокотехнологичным решениями,
- проблема предоставления и учета конфиденциальной информации,
- проблема обновления данных и программного обеспечения,
- слабое обучение персонала (или большая стоимость его подготовки),
- недостаточное сопровождение работы компьютерных систем, в т.ч. изменение данных,
- большая стоимость (небольшие предприятия не могут позволить себе инвестировать соответствующие средства в ERP и обучать всех сотрудников),
- зависимость работы всей системы от каждого звена,
- проблемы совместимости с другими системами.

См. «Экономические новые технологии» и «Капитализма современные противоречия и негативы».