Титульная статья Раздела «Экономическая философия».
- 09.12.09 г. -


Современная экономическая философия или экономическая философия Новейшей философии – одна из областей познания Новейшей философии, актуализированных в связи с необходимостью использования современного диалектического познания для решения ряда теоретических и практических задач.

Эпоха Нового времени породила различные формы экономического философствования – от изречений обыденной хозяйственной мудрости до научных форм экономического империализма. «Наша историческая эпоха окрашена в цвет экономизма», - писал Н. Бердяев. «На всем лежит печать экономизма, экономизм придавил высшую жизнь. Никогда еще не сознавалось так значение хозяйства в человеческой жизни, никогда еще человек не ощущал такой зависимости от экономики, никогда еще не ставилась так высоко экономическая производительность и не превращалась в столь самодовлеющую цель… Духовная жизнь человека попала в рабство к жизни материальной. И это явление действительности пассивно отразилось в мышлении как теория экономического материализма, для которой вся духовная жизнь есть лишь надстройка над экономикой». 
    А для понимания всего многообразия необходимо владеть как соответствующим способом мышления, который представляет собою отношение к жизни в рамках существующей картины мира, доминирующих в обществе норм, традиций, предрассудков и альтернативных моделей, так и соответственным научно-практическим инструментом. 
    Поэтому необходимость и неизбежность экономической философии в целом понятны, но для ее актуализации, как для одной из конкретных реализаций диалектической философии в XXIв., более существенна была иная причина, без которой экономическую философию можно было бы оставить наукам в том удручающем состоянии, в котором она находилась до обращения на нее взора Новейшей философии.

Как было установлено в предварительных рассуждениях, касающихся обоснования национального модернизационного проекта для России (см.: ОБОСНОВАНИЕ НМП ДЛЯ РОССИИ), указанный вопрос относится к сфере социальной философии. Однако при этом оказалось необходимым решение не только вопросов сфер социальной философии и модернизации, но и проблемы создания соответствующего концептуального поля проблемы. Действительно, имеющиеся теоретические построения исторического материализма, постмодернизма, веберианства, существующих концепций развития обществ по западному образцу и проч. оказались неприемлемыми для рассуждений о развитии России. Все они, как и иные частные концепции, например социокультурного развития, оказались однобокими, не учитывающим все многообразие сложившихся ситуаций, как в России, так и в мире, комплексно влияющих на проектируемые модернизационные процессы. 
    В связи с постановкой проблемы выбора модернизационного проекта российского общества и обозначенными вопросами следует отметить огромное число исследований, включающих как общую постановку теоретико-методологических проблем модернизации, так и посвященных частным вопросам ее осмысления и осуществления. Интересны результаты исследования трансформации российского общества в контексте его социокультурной модернизации, развития ценностно-нормативной базы. В достаточной мере исследованы проблемы и трудности социально-экономического реформирования, концептуальные ошибки, проблемы экономической политики. Все эти и другие исследования интересны и информативны в рамках заявленной ими проблематики, но ни одно из них не дает полной картины процесса осмысления российским обществом собственного модернизационного проекта, условий и факторов его конструирования, коррекции и легитимации. Более того, вопросы социализации и политической инструментализации основных концептуальных идей модернизационного проекта вообще не имеют даже общего осмысления. 
    Но кроме создания собственного концептуального поля проблемы и даже прежде этого необходимым оказалось создание когнитивного инструмента для решения проблемы, позволяющего анализировать общественные, социальные, философские и экономические проблемы в комплексе. 
    При этом исследования теорий социально-экономического развития обществ требовали, по меньшей мере, изучить влияние экономико-философских взглядов и представлений на представления о нормативном социальном порядке, провести анализ закономерностей производства и распространения социально-экономических идей, исследовать влияние установок общественного мнения и ценностных структур общественного сознания, выделить влияние сложившихся групповых установок и ценностей элит на изменения этих структур, понять методы управления развитием институционально-правового поля и процессами легитимации проекта социально-экономической модернизации. 
    Поэтому оказались необходимыми переосмысление и реконструкция философско-экономических представлений, приведение их в соответствие с имеющейся исторической практикой и, более того, создание новых инструментов познания и исследований в ее области.

Экономическая философия, как оказалось, концептуально обозначает необходимые инструментальные возможности для исследования общественного развития и процессов модернизации, однако она сама, в том виде в котором существовала даже в начале XXI в., оказалась неэффективной, эклектичной и недостаточной. Более того, многие принципиальные моменты, такие например как ценностные аспекты, оказались практически не проработанными целостно и системно в современных философско-экономических воззрениях и системах. Кроме того, анализ процессов социальной конкуренции научных и идейных социально-философских воззрений показал, что явственно прослеживаются две негативные тенденции – 1) насаждение экономизма и 2) элиминация аксиологического мотива теоретического обоснования, стремление строить аргументацию по принципу свободы от ценностных суждений с последующей идеологизацией результатов.

Таким образом, оказалась актуальной проблема современной экономической философии – переосмысление и реконструкция философско-экономических представлений, которая нашла свое отражение в соответствующей области познания Новейшей философии – экономическая философия в Новейшей философии.

Поэтому и актуализация современной экономической философии в рамках HD-проекта XXI в. (в социально-общественной сфере) и, соответственно,  отдельного Раздела сайта оказалась логически необходимой.