О: Тунис/2011 через призму законов СФ НФ.
- 20.01.11 г. -

Вопрос.
«…В связи с тем, что диаматовские законы отменены, то объясните мне, пожалуйста, указанную мною ситуацию с точки зрения законов, открытых социальной философией Новейшей философии…».

Разъяснение.
Речь идет о том, «действие какого закона привело к сегодняшней ситуации в Тунисе?».


Ответ.

1.  В Новейшей философии кроме законов политической экономии исследуются и развиваются законы социальной философии Новейшей философии.

2. Одним из важнейших законов социальной философии Новейшей философии является социальный закон, скажем так, касающийся общественного познания (не теория познания, изучающаяся во Всеобщей гносеологии, а влияние познания, его уровня и т.д. на развитие общества), который применяется как в общем цивилизационном смысле, так и в конкретных случаях.
    Этот закон сложен и объемен, он составной (в целом различены четыре закона, касающиеся общественного познания).
    Этот закон - принципиально новое явление для традиционной социальной философии.
    В целом он является следствием проведенного в современной диалектической философии развития гегелевского учения - феноменологии духа. Но его вывод основывается на формационных посылках учения К.Маркса (с дополнительными осмыслениями новых условий в социальной философии Новейшей философии).
    Именно из-за своей глобальности и, вместе с тем, практичности этот социальный закон в Новейшей философии при исследовании общества является одним из основных. И хотя базовыми законами развития обществ оправданно считаются законы экономики-собственности, но вот в смысле долгосрочных перспектив и развития и разрушения конкретных общественных ситуаций, которые и есть жизнь, именно социальный закон, касающийся общественного познания, является весьма важным; и, кстати, в смысле стабильности общественной формации, об аспектах которой писал Маркс, этот закон важен тоже.

3. В случае Туниса-2011 этот закон и следует выделить как основной, причем в конкретной форме, раз уж обсуждается конкретный факт. (Но применение или выделение закона не произвольно, а обосновано методологией анализа ситуации, и он сочетается с другими законами, просто имеет преимущественное значение в данной ситуации.) 
    Его основная конкретная форма подразумевает условия: а) образованная молодежь, информационные утечки Wikileaks (в т.ч. по поводу продажности и коррупции). б) коррупция, роскошь элиты, в) безработица, отсутствие свобод, недовольство населения элитой, г) застой режима, раскол правящего клана и др. Понятно, что есть много противоречий: застой режима и креативность молодежи, раскол правящей элиты, обещание со стороны авторитарного режима уступок населению (рабочие места, отмена цензуры, свободные выборы). Есть внешние и внутренние будоражащие факторы. Была и искра. Так что волнения должны были быть. 
    Главное условие в данный момент времени - несоответствие застоя режима (государства) и хорошего образования молодежи, т.е. частное конкретное проявление социального закона, касающегося общественного познания. 
    Но вне экономических мотивов собственников это все временные волнения, недовольства, и так как нет организующей силы, - или молодежь не сможет составить сейчас политическую силу, - то это социальные волнения (если хотите - бунт), но не революция и не переворот, хотя части элиты могут использовать ситуацию в своих целях. 
    Еще раз подчеркнем, в данной ситуации обсуждаемый социальный закон получил преимущество, но базовыми законами развития обществ являются законы экономики-собственности.

4. Для современной России социальный закон, касающийся общественного познания, определяет ряд важных положений: и осуществления модернизации, и создания новой системы образования, и ряда других аспектов социально-экономического развития и др., причем не только в концептуальном виде, но и в смысле определения целевых, базовых и программных моментов.


См. «Законы философии или законы диалектики: их нет»,
«Законы СПЭ».