ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ
Критическое мнение министра Д.В.Ливанова об образовании и науках в современной России.
- 24.06.12 г. -


>> Эта коротенькая внеплановая заметка обусловлена словами Министра образования и науки РФ  Д.В.Ливанова, сказанными во время Санкт-Петербургского международного экономического форума 2012 г.


В ходе транслировавшегося как по телевидению, так и на ресурсах информационных агентств*  делового завтрака Сбербанка (во время Санкт-Петербургского международного экономического форума 2012 г.) Г. Греф высказал свое критическое мнение о системе российского образования.
    В своем ответе Министр образования и науки РФ отметил, в первую очередь, то, что многое из сказанного главой Сбербанка действительно есть.
    Более того, по словам Министра, российские научные и образовательные организации за последние 20 лет стали полностью неконкурентоспособными и нуждаются в радикальной реформе.
    Министр заметил, что в СССР были хорошая наука и хорошее высшее образование, но их уже нет, а то, что есть сегодня, не соответствует даже минимальным требованиям.
    Министр сказал и о том, что сегодня нужны радикальные изменения.
    Во-первых, необходимы структурные изменения, которые касаются существующих университетов и научных организаций (см. также http://news.mail.ru/politics/9367186/?frommail=1 ).
    Во-вторых, необходимы институциональные изменения:  необходимо создать новые условия для работы, создать стимулы для развития.
    В-третьих, необходимы содержательные изменения - пересмотр содержания образовательных программ...


Отдельно можно сказать о том, что соображения современной диалектики по затронутым Министром образования и науки РФ вопросам радикальных изменений уже были высказаны на одной международной научной конференции в 2009 г., в научных изданиях и на настоящем сайте и воплощены в диалектической концепции частичной модернизации системы высшего образования РФ.
    В частности, всем уже давно известны выводы современной диалектики о состоянии наук, в первую очередь, о плачевном состоянии российских общественных наук (см. «Негативы наук…»), в частности, философии (см. «Проблемы современной философии»), именно которые важны для осмысления страною себя и для выработки программ развития.
    Также всем уже известны выводы современной диалектики о неэффективности и бесперспективности ранее долгое время заявляемых чиновниками мер и программ по реформированию системы наук и образования (см. «Обсуждения реформирования образования»). Многие из тех чиновников, правда, в новом составе Минобрнауки РФ уже не работают, но вопрос в том, что из-за них было потеряно много времени.
    И давно уже обнародованы концептуальные позиции программы современной диалектики по развитию системы науки и образования, прежде всего высшей школы, которые сводятся
- во-первых, к содержательному развитию познания и образования на основе как осмысления и реализации форм современного диалектического образования и познания (см. «Концепт нового и современного образования» и др.), так и создания актуальной гносеологии (см. «Новая гносеология»); не менее важно сохранение некогда имевшихся знаний (см. «Научное наследие»);
- во-вторых, к структурным изменениям в сфере высшего образования, в первую очередь, к совершенствованию системы университетов и научных организаций, относительно которой имеются предложения по формированию новой подсистемы высшего образования, создаваемой на базе принципиально нового университета (см. «Новый государственный университет») **;
- в-третьих, к институциональным изменениям в сфере образования - от создания новых условий развития системы современного высшего образования до формирования её новых направлений, причем, что самое важное, не столько самих их для себя, как раньше осмыслялись такого рода вопросы чиновниками, сколько в единстве с решением стратегических задач развития как образования и наук, так и страны в целом, в т.ч. и модернизации (см. «Положения развития современного образования», «Новая система образования: обобщающие положения и аспекты модернизации» и др.).
    При этом предполагаемые структурные и содержательные изменения ведут, в-четвертых, к созданию единого унифицированного научно-образовательного пространства, регулируемого за счет его актуальных параметров и условий насущными потребностями (в т.ч. рынка), что обеспечивает
 а) централизацию, контроль и управляемость системы высшего образования, что важно не только для её самой развития и совершенствования, но и для решения ряда государственных задач,
 б) заинтересованность бизнеса в (новой) системе образования, а, значит, целевые запросы и финансирование, в т.ч. объективное, а не декларируемое чиновниками развитие инновационной деятельности (тут учитываются положения диалектической теории модернизации, в первую очередь, концепт инновационного интерфейса),
 в) социальную оптимизацию, которая является новейшим разработанным в современной диалектике стратегическим положением, принимаемым для осмысления и поиска решения ряда насущных и перспективных государственных задач.
    В целом лейтмотивом диалектических предложений является создание новой прогрессивной саморазвивающейся инновационной подсистемы высшего образования, адекватной современным условиям и находящейся к ним в развивающей обратной связи, т.е. такой подсистемы, которая может быть основанием как для осуществления развития всей системы науки и образования, так и для инновационного развития страны и для решения ряда важных социальных задач.
    Таким образом, на диалектической основе можно решать насущные задачи развития наук и образования. А вот на основе наук, как показала практика - нет, и Министр образования и науки РФ очень красноречиво и доходчиво объяснил это, а также то, почему имеется такое положение дел.


* Напр., http://ria.ru/economy/20120621/677472463.html .
** Только он как новая отдельная научная структура может позволить создать новую общественную теорию познания и основы современного мышления, уже которое приведет не только к решению ряда управленческих проблем (ибо, как показывает практика, их нельзя решить на старой научно-образовательной основе), но и к развитию образования в рамках системной модернизации страны (такая постановка вопроса попросту не возможна на основе устаревших наук).


См. «Темы (Т:)», а также «Новационность наук и новая гносеология»,
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

и «Диалектическая философия и науки».