Заметка о суждениях и логиках.
- 25.10.15 г.
- 9772225665000 15031


А. Эта краткая, но принципиально важная заметка в немалой мере вызвана вопросами критики и переосмысления методологии марксизма (см. «Положения коррекции «Капитала» - 1»), но, как уже говорилось, не для его реанимации, нам это не нужно, а для переосмысления и развития «Капитала», для приспособления его грандиозной идеи для решения современных задач, в т.ч. индивидуальных коммерческих, что особенно интересно с учетом деградации экономической теории в некоторых странах, т.е. падения фактических экономических знаний, чему в индивидуальных целях можно и нужно противопоставить мощь «Капитала», да еще усиленную современными знаниями. В этом есть своя хорошая логика.

Сама по себе проблема критики и переосмысления а) методологии марксизма и б) «Капитала» весьма обширна и решается в ряде областей познания и диалектических наук современной диалектической философии, одной из которых является логика, обсуждение которой заметно активизировалось в связи с указанной статьей по поводу «Капитала». Да, конечно же, на базе обыкновенной логики, имеющей место в науках, решать многие задачи невозможно, в т.ч. переосмыслять «Капитал» (что для наук, следовательно, останется недостижимым). Поэтому необходимо переосмысление и развитие логики, что и представляет собою отдельную большую задачу, решаемую в современной диалектической философии (см. МОДЕРНИЗАЦИЯ ЛОГИКИ).

Отдельным вопросом развития логики является суждение, которое и вызывает понятные отклики как в смысле его самого переосмысления, так и его использования в новых логиках современной диалектической философии вообще и при решении конкретных задач в частности (того же переосмысления и развития «Капитала»).


Б. Некоторые из основных позиций осмысления и развития суждения в современной диалектической философии.


Как уже отмечалось на сайте, вообще считается, что суждение достаточно хорошо изучено. Впечатляет и доскональная его классификация в науках. Однако, на самом деле, в них нет его корректного определения и даже просто непротиворечивого понимания (см. «Рассудочного суждения в науках несостоятельность»). Поэтому разветвленная классификация суждений и многочисленные поучения по его поводу, приводимые в учебниках, являются не просто ненаучными, но и в определенной мере вульгарными. Но важнее то, что без суждений не может быть сделано умозаключение, а далее – вывод и доказательство. Так что рассуждения, осуществляемые учеными, зачастую просто не могут быть научными, что называется, по определению
    В современной диалектической философии вопрос о суждениях был заново поднят более десяти лет назад и в силу неизбежности изучения этого феномена на новом, современном кругу развития диалектической философии и по причине необходимости создания более совершенных и актуальных инструментов познания. И по ряду других причин.

Осмысление суждения в современной диалектической философии начинается с философии Платона.
    Базовыми являются положения гегелевской науки логики.
    Непосредственно в современной диалектической философии обнаружены и исследованы различия суждений и обуславливаемое этим многообразие их форм, типов и возможностей применения в познании и на практике (например, в программировании).

Самое главное то, что в современной диалектической философии суждение обосновано, а не берется, как в науках, по какой-то формуле или согласно чьему-то мнению (# см. «Суждения в логике обоснование»).
    При этом суждения обосновываются многогранно, в т.ч. онтологически, функционально, концептуально и др., что позволяет понять широкую палитру суждений, некоторые формы которых до сих пор даже и не предполагаются в науках.
    Более того, обоснована возможность суждения человека в его мышлении, чего нет даже в философии Гегеля.
    Указанное позволило, с одной стороны, осмыслить формы суждений (# см. «Суждений формы») и осуществить значимые пролонгирующие исследования.
    Однако это, с другой стороны, не только позволяет по-новому осмыслить суждения и создать их теорию (# см. «Суждений общая теория»), но и определяет серьезные преимущества современной диалектической философии перед науками и вообще перед любыми другими учениями и системами познания.

Осмысление и рассмотрение суждений в современной диалектической философии имеют свою специфику, из моментов и положений которой сейчас следует указать следующие.
    Во-первых, суждение в современной диалектической философии начинает рассматриваться с критики, которой оно было удостоено со стороны Канта и Гегеля. Это вроде бы понятное положение в науках если и признается, но не изучается и тем более не используется (хотя бы по той причине, что многие измышления современных учебников оказались бы опровергнутыми). При этом критика великих философов дает многие важные положения для осмысления суждений и их современной критики в Новейшей философии.
    Во-вторых, суждение в современной диалектической философии и ее логиках определяется принципиально по-иному, чем в науках, и гораздо шире,  чем в виде S - a, обычно понимаемом в известных объектом виде и субъектном виде (# см. «Суждения основы новой теории»).
    В-третьих, были переосмыслены многие позиции, приписываемые в науках суждениям, часть из которых необоснованно и некорректно соотносилась с суждениями. Например, одной из важнейших из них является предикат, который в науках имеет ряд предметных значения, а в современной диалектической философии понимается согласно Гегелю (# см. «Предикат в диалектике»).
    При этом, в-четвертых, в современной диалектической философии установлен ряд принципиально важных новых положений (# см. «Суждения основы новой теории»). Из них следует выделить, например,
–производные от суждения,
– суперточку суждений – то общее, что оказалось присущим суждению в смысле а) фундаментальных диалектических представлений Гегеля, б) практических инструментов наиболее эффективных современных программных ресурсов и в) тысячелетней практики буддистского мыслительства.
    В-пятых, были установлены новодиалектические суждения.
    Всё указанное позволило, в-шестых, осмыслить типы суждений (# см. «Суждений типы»), которые наглядно показывают, что науки используют только малую толику знаний о суждениях и возможностях их применения, причем относимых всего лишь к одному из типов суждений.
    И др.
    Итак, суждение в современной диалектической философии осмыслено более многогранно, глубоко и в гораздо большем объеме, чем в науках.

Учет указанных выше факторов и других позволил
а) существенно изменить взгляд на суждение, его формообразования и функциональные возможности,
б) переосмыслить известные формы познания (например диалоговые формы познания) и развить новые формы познания,
в) получить представления о некоторых базовых положениях ряда новодиалектических разработок, например о некоторых основах кибер интеллекта.

Далее, учет указанных выше факторов и других привел к различению логики и, затем, к определению её наиболее общего подразделения (# см. «Логики полное подразделение»), в т.ч. включающего кантовскую общую логику, причина выделения которой великим философом в современной диалектической философии  (не в науках) теперь стала понятна.
    В ходе видового различения (определения) были идентифицированы отдельные логики, например, была определена … женская логика, которая оказалась регламентированной, хотя и принципиально отличной от «мужской логики», однако именно это оказалось весьма ценным для решения ряда задач, а также осмысления кибер интеллекта.
    В целом же были определены новые логики и их основоположения (# см. «Новых логик начала») и система логик современной диалектической философии в целом. Именно эти положения являются фундаментальными и одними из главных в новодиалектическом науки-логики-продолжении, причем не известными ни в науках, ни в других учениях и дающими серьезные преимущества современной диалектической философии перед ними.

Таким образом, изучение суждений в современной диалектической философии позволило не только значительно расширить представления о них, но и вывести их на уровень самой логики, что, быть может, и было понятно раньше, но не было показано и осуществлено в науках и иных учениях в связи с отсутствием в них знаний, определяемых установленным различием суждений и обуславливаемым этим многообразием их форм, типов и, как следствие, ряда теоретических и прикладных возможностей.


(По ряду вопросов возможно сотрудничество, в т.ч. в рамках прикладных разработок.)