Философии Платона значение для логики.
- 10.03.13 г. -


Положения и аспекты влияния философии Платона на развитие логики и на создание её нового содержания весьма разнообразны и позиционируются по ряду признаков, что дает возможности разносторонней оценки ситуации и многогранного развития логики. Многие из этих положений и аспектов, причем в основной массе своей составляющие существо того или иного вопроса, являются не материалистическими (научными), а диалектическими, поэтому могут быть интересны не всем. Исходя из этого, говоря о значении философии Платона для логики и её развития, остановимся лишь на вопросах одной группы признаков, с одной стороны, уже так или иначе обозначенных и обсужденных в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА и ряда научных дискуссий, а, с другой стороны, отражающих положения одной из ветвей (тем) рассуждений о диалектическом развитии логики, не имеющей аналогов в науках, и которая поэтому может представлять интерес для определенного числа читателей, например, желающих развивать хотя бы свое образование (а существенные моменты можно будет обсудить в ходе работы Академии диалектики и диалектической философии).

При этом следует отдельно отметить, что науки никогда не задумывались о возможности создания принципиально нового содержания логики, что дает современной диалектической философии колоссальную фору как во времени, так и содержательно.
    Преимущество современной диалектики еще более усиливается а) негативами, развивающимися как в самой логике, так и в науках в целом, и б) общим падением уровня образования. Конечно же, диалектика предлагает насущные варианты исправления ситуации и развития и наук и образования (некоторые положения которых изложены, например, в диалектическом проекте (и Разделе сайта) СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ), кстати, тесно связанные с вопросами развития логики. Но принятие решения о проведении актуальных исследований, касающихся основ и развития наук и образования, и о создании новых форм образования зависит от чиновников, которые пока не объявили о диалектическом развитии образования. Поэтому пока современная диалектика только для себя интенсифицирует диалектические процессы исследования и развития познания вообще и логики в частности.


А. Первым из положений одной из ветвей рассуждений о развитии логики является вывод о том, что исследование понятий и категорий философии Платона позволяет не только получить базу для осмысления ряда известных и современных диалектических исследований, но и сформировать в современной диалектической философии некоторые новые положения логических исследований.
    Столь необычное положение и, тем более, его смысл целесообразно исследовать отдельно, и это большая тема. Поэтому пока укажем лишь некоторые её отдельные позиции, уже обсужденные на сайте, например, такие:
- положение философии Платона, которое составило основу последующего научного определения закона противоречия,
- вопросы противоречия,
- непротиворечие,
- исследование конъюнкции.

Уже обсужденное на сайте положение, касающееся противоречия, которое составило основу последующего научного определения закона противоречия, первым сформулировал Платон, а не Аристотель.
    При этом Аристотель указал аспект, который необходимо учитывать при понимании того, на что обратил внимание Платон, но науки этом вопрос почему-то проигнорировали (кстати, это тоже очень интересная тема).
    Это не только интересный, но и весьма важный факт, пропущенный во всей мировой логике, что понятно, ибо обыкновенная логика, удостоенная Гегелем презрения, просто не могла не то, что осмыслить этот факт, но даже его зафиксировать.
    Это важное положение.
    А в диалектической философии этот факт знаменует очень важный момент (который, в частности, был положен в основу некоторых из новых логик).
    И из рассуждений великих философов в современной диалектической философии были сделаны значимые выводы о ряде моментов логики и её развития, о чем можно будет поговорить отдельно.
    А в логике тезисы Платона и Аристотеля были сведены к убогому представлению - ко всем понятному простому закону противоречия, поэтому легко и пафосно обсуждаемому. А на нечто большее логика уже давно не способна.

Вообще вопросы противоречия, затронутые Платоном, актуальны и в наши дни. Но проблема в том, что его философия считается идеалистической, и поэтому многие её крайне важные положения неприемлемы для материалистичных наук.
    Например, как уже говорилось на сайте, исходя из того, что по Платону и бытие и небытие существуют, в смысле Аристотеля можно говорить о том, что возможно следующее положение:

«А» & «не-А» = «1».

Это положение - нонсенс для обыкновенной логики.
    (Однако можно, наверное, предположить, что операции логики, основанной на положении «А» & «не-А» = «1», не «видны» обыкновенной логике, и, в частности, программное обеспечение, основанное на положении «А» & «не-А» = «1», не только не понятно, но и попросту не видно обычным программистам; - почему бы так не пофантазировать?
    Но может быть актуальна следующая идея: при организации мероприятий по защите данных (напр., данных пользователей, данных страниц со входом по паролю, ссылок переходов к скрытым дискуссионным ресурсам и т.п.) в ряде случаев не следует пользоваться обыкновенной логикой, удостоенной Гегелем презрения, и основанными на ней алгоритмами обработки данных.
    См. «Новые логики и современное программирование».)

Ах, да, почему «А» & «не-А» = «1» - это положение, а не аксиома? Потому, что в новых логиках, в т.ч. благодаря идеям Платона, законов нет (в этом смысле используется другая идея), и поэтому какой-то одной системе аксиом нельзя противопоставить другую, о критичности чего писал еще Кант, т.е. новые логики как бы безотносительны (см. «Новых логик отличия от логики»).

В целом, как уже говорилось на сайте, на основе философии Платона, точнее - на базе исследования некоторых её категорий, можно понять то главное, что позволяет снять извечную для наук проблему противоречия, или понять его изюминку, которая стала камнем преткновения для наук.
    Именно поэтому, о чем уже тоже говорилось на сайте, существенные причины негативов и парадоксов логики и удостаивания её Гегелем презрения следует искать, начиная с анализа сущностных положений философии Платона. (И в современной диалектической философии вопросам логики в свете философии Платона было уделено колоссальное значение.)

Как уже указывалось на сайте, наряду с проблемой противоречия возникает и проблема непротиворечия, угаданная В.Ф.Асмусом, но представленная в материалистическом виде, т.е. в принципе не верно.
    С учетом непротиворечия возникают многие вопросы по поводу конъюнкции, что ведет к её переосмыслению (см. «Основание конъюнктивное»); при этом обнаруженное конъюнктивное основание является одним из положений новой логической парадигмы, актуализированной в современной диалектической философии.

В случае заинтересованности читателей можно будет более полно и подробно обсудить влияние отдельных категорий и положений философии Платона на развитие элементов логики и её развитие в целом.
    А пока дополнительно отметим, что в современной диалектической философии в смысле логики изучаются и определяются возможности сочетания и опосредствования категорий философии Платона и их использования как для выстраивания новых определений, так и для выявления новых знаний. (Кстати, именно это натолкнуло на мысль об изучении соответствующих методологических возможностей философии Платона, которые внесли новые идеи в осмысление логических способов человеческого мышления и имеют большое значение для методологии.)


Б. Необходимо отдельно упомянуть важность понимания Платоном суждений. На это общеизвестная логика до сих пор так и не обратила внимание (что очень примечательно, особенно, при понимании развития негативов логики), а если даже и обратит, то вряд ли получит значимые выводы пока 
а) не откажется от своих несостоятельных положений, причем до сих пор декларируемых в учебниках, 
б) не признает идеи по Платону (т.е. если не откажется … от своей материалистической основы)
и др.
    В рамках настоящей статьи можно как демонстрационное положение обозначить учтенный в философии Гегеля и, поэтому, в целом известный следующий момент: это - различие суждений.
    При этом речь идет не об определении для суждений их видов, форм и т.п. (например, суждения качества и т.д.), а именно о различии суждений, что является диалектическим положением, которого в науках нет. Его можно будет определить и рассмотреть отдельно, а пока приведем пример, поясняющий сказанное.
    Так, согласно Платону, рассудок и разум принципиально различны: суть «четыре состояния, что возникают в душе: на высшей ступени - разум, на второй - рассудок, третье место удели вере, а последнее - уподоблению» * (см. «Рассудок и разум по Платону»).
    В рассудке, по словам Платона, душа «вынуждена пользоваться предпосылками и поэтому не восходит к его (умопостигаемого. - ПРИМ.) началу, так как она не в состоянии выйти за пределы предполагаемого и пользуется лишь образными подобиями, выраженными в нижних вещах».
    А вот в разуме душа «без образов, какие были в первом случае, но при помощи самих идей пролагает она себе путь», «…вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним».
    Поэтому не только общепринятые определения рассудка и разума для диалектической философии неприемлемы, но и определяется различие суждений, выносимых ими, или имеется различие выносимых рассудком и разумом суждений.
    Однако понимание Платоном суждений неотрывно связанно с мистическими для наук положениями рассудка по Платону и с идеями по Платону, но именно оно перевертывает многие современные представления о логике, точнее - раскрывает новые знания тем, кто признает философию Платона (и ее эзотерическую часть) хотя бы в смысле рассудка.
    Вообще различие суждений следует из ряда положений, указанных Платоном (см. «Суждения новодиалектические основоположения»).
    А в целом в современной диалектической философии установлены четыре уровня суждений, только двумя «нижними» из которых пользуются науки, да и то очень ограниченно.
    Изучение и различение суждений в современной диалектической философии привело к переосознанию и принципиальному развитию логики, причем не только в смысле её критики Кантом и Гегелем, но и в смысле актуальной модификации логики.


В. Философия Платона важна для логики в целом.
    Это положение следует из объема рассматриваемых в ней понятий и является многопозиционным. Но в рамках настоящей статьи можно как демонстрационное положение обозначить учтенный в философии Гегеля и, поэтому, в целом известный следующий момент онтологического порядка.
    Так, согласно Платону, «есть бытие, есть пространство, и есть возникновение, и эти три рода возникли порознь еще до рождения неба». И хотя это положение может быть выведено, что было осмыслено в современной диалектической философии, и представляет особый интерес, о чём можно будет поговорить отдельно, сейчас достаточным будет указание на то, что в общем случае нельзя на основе одних и тех же материалистичных правил рассуждать о разных родах: например, об идеях и вещах. Не понятно, почему столь очевидный вывод не был сделан в обыкновенной логике хотя бы одним из тысяч ученых за сотни лет ее существования (хотя ответ, возможно, уже дан: все дело в материалистической основе наук). Поэтому-то и идеи по Платону так до сих пор и не познаны вне диалектической философии.
    Таким образом, в смысле философии Платона должно быть различие логики (у Гегеля, например, суть объективная и субъективная логики), что и является основанием утверждения о том, что философия Платона важна для логики в целом; также см. «Новых логик причины появления». Хотя сама тема различия логики составляет отдельный диалектический комплекс вопросов, который не подвластен материализму, но может быть рассмотрен отдельно в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА.


Г. Философия Платона важна для определения тотальных представлений о логике.
    Определения тотальных представлений о логике - это отдельное положение, которое можно будет обсудить после рассмотрения ряда инструментов познания современной диалектической философии.
    А пока просто укажем три из них.

Первое. На сайте уже была рассмотрена гносеологическая проблема логики, которая является одной из причин ограничения научного познания: см. «Актуальность философии Платона и ряд проблем наук».

Второе. Существенно развитие субъективной логики, обозначенной Гегелем, но об этом можно будет начать разговор только после раскрытия ряда положений гегелевской науки логики.

Третье. Одним из наиболее практически значимых представлений является уже указанное выше: «А» & «не-А» = «1».
    И тут дело даже не в размышлении о новых принципах программирования, тем более, что это относится уже не к логике.
    Дело в том, что при обнаружении истинности этого утверждения (это утверждение само еще надо понять, ибо именно это составляет цель его исследований) само существование общепризнанной логики становится бессмысленным.
    То есть после того, как Гегель удостоил её содержание презрения, теперь её можно попросту разрушить, оставив науки, как армию Наполеона в 1812 г. после тарутинского маневра Кутузова, наедине с фактом отсутствия … логики (Наполеон «потерял» русскую армию), т.е. с пониманием невозможности логически рассуждать по причине выяснения обстоятельств отсутствия корректной системы правил, или логики. Хотя, с другой стороны, можно никого и не убеждать ни в чем, а вот самим занять место на господствующих высотах и даже не беспокоиться о том, что кто-то захочет присоединиться ...
    А устаревшую общеизвестную логику теперь можно снять.

Кстати, в современной диалектической философии логика, понимаемая в её устаревшем значении, раскритикованном в пух и прах еще Кантом и Гегелем, уже давно не принимается во внимание.
    И так как диалектическая философия никогда не пользовалась обыкновенной логикой, то, по словам Платона, она поэтому-то и венчает познание, все науки: о диалектике Платон писал, что она венчает познание: «диалектика будет у нас подобной карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех».


Д. Философия Платона позволяет осмыслять логику и обозначает некоторые из её оснований, в т.ч. тех, которые могли использовать Аристотель и Гегель (по крайней мере, ряд аспектов логики Платон обозначил раньше всех, хотя об этом в науках почему-то не говорится).
    Философия Платона очень важна для логики.

Философия Платона дает не только основания для критики обыкновенной логики, но и знания
а) для её переосмысления, что до сих пор не было замечено науками и составляет одно из значимых открытий современной диалектической философии,
б) для создания обновленного содержания логики,
в) для формирования представлений о различии вообще логики и её различенных содержаний, т.е. о новых логиках,
    что, далее, приводит
г) к новодиалектическому пониманию модернизации логики,
д) к изменению вообще логики,
е) к созданию новых логик,
ж) к созданию системы логик.
    Философия Платона оказалась очень важной и полезной при решении конкретных вопросов развития логики, например, при создании тех же новых логик, которые в современной диалектической философии появляются не сами по себе, а впитывают тысячелетние ретроспективы становления логики и соответствующие знания.
    Благодаря философии Платона были выявлены новые логические позиции, например, антисуждение и комплексное суждение, о которых уже говорилось на сайте.
    И т.д.

Итак, новодиалектическое исследование философии Платона в немалой мере способствовало тому, чтобы современная диалектика отказалась от общеизвестного (научного) понимания логики и вообще от неё в её этом значении, т.е. способствовало переосмыслению логики в целом и формированию представлений о её различении и о её различенных содержаниях.

Но перспективные идеи, которые были заложены в философии Платона, не могли быть не то, что обособлены, но и даже не могли быть выявлены без некоторой оппозиции им, которой стало теперешнее диалектическое новое логическое, о котором можно будет поговорить отдельно, и которое стало их искомым опосредствованием. И теперь, когда возникло новое логическое познание, многие идеи Платона были различены и переосмыслены, и они оказались актуальными и весьма эффективными в наше время.
    Кроме того понятными стали многие интенции Аристотеля, Канта и Гегеля, не замеченные  в науках.

Итак, именно философия Платона является одним из оснований для переосмысления и актуального развития логики, по крайней мере, для ее актуального развития в современной диалектической философии.
    Понимание и развитие логики на основе философии Платона имеет большое значение для методологии и для гносеологии в целом.
    Таким образом, развитие логики, причем как основы познания, целесообразно с учетом положений философии Платона. Это новое для логики и для гносеологии положение.

(А то, что обыкновенная логика должна быть пересмотрена и качественно трансформирована в целях решения насущных задач, об этом на сайте уже говорилось. В частности, предельно важным является решение вопросов социально-экономического развития, что можно осуществить только на основе обновленного познания. Об этом нами говорится не только на этом сайте современной диалектической философии. Например, на одной международной научной конференции в Москве в 2010 г. и в ходе ряда различных научных мероприятий были озвучены тезисы современной диалектической философии о проблемах современной логики и о необходимости использования принципиально новых логических построений в целях создания экономической теории, адекватной имеющимся реалиям, и актуальных исследований в области социально-экономического и модернизационного развития России.)


* Так как имеются различные переводы трудов Платона, то указываем, что цитирование производится по следующему изданию: Платон. Собр. соч. в 4 т. - М., 1994 (Филос.наследие).


Продолжения: «Философии Платона значение для методологии» и «Философии Платона значение для гносеологии».


См. «Диалектическая философия и науки»,

«Логики группы проблем и негативов», «Логики традиционные проблемы», «Непригодные принципы»,

«Исключительность познания современной диалектической философии»

[«Суждения новодиалектические основоположения», «Логики законов проблемы», «Новых логик причины появления» и «Основание конъюнктивное»].