Философии Платона значение для методологии.
- 17.03.13 г. -


>> Существенны лишь вечность и диалектическая идея об овладении идеей блага, по сравнению с которой все стихии, власти и богатства ничтожны.


Методология философия Платона очень важна для развития познания.
    Об этом обычно говорят, но вот вне диалектической философии предметного системного исследования методологических ресурсов философии Платона и, главное, определяемых ими положений, значимых для развития познания, как не было, так и нет.
    Это понятно, ибо одни считают философию Платона идеализмом, которая поэтому представляется ветхой и слабой по сравнению с современным материализмом, но такие взгляды – убогое последствие идеологических или иных заблуждений наук. Другие попросту не изучают великую философию Платона, думая, что о ней всё можно прочитать в учебниках (напр., тех авторов, которые некогда прославляли коммунизм). Третьи просто не знают, как подойти к такому великому наследию прошлого. Четвертые даже и не слышали про Платона, ибо в Интернете популярны иные темы, да и современное образование уже таково, что во многих вузах не просто не изучают философию Платона, но и даже не упоминают о ней.
    И методология философии Платона так и осталась terra incognito для наук, ибо те материалистические представления, которые были в них сформированы, практически ничего не дают ни для постижения великой философии Платона, ни для познания мира на её основе.
    Также отметим и то, что в науках методологические положения философии Платона определяются его текстами, что в корне не верно; верно обратное: методология философии Платона позволила создать её содержание.

А в современной диалектической философии было проведено полномасштабное исследование методологических ресурсов философии Платона, в т.ч. в целях развития возможностей диалектического познания.
    Было, в частности, установлено, что изучение и использование методологии философии Платона ведут не только к познанию самой философии Платона и, далее, к ее знаниям – и к тем, которые обозначены и доступны, и к тем, которые скрыты в ней, – но и к знаниям как таковым.
    Но на данном этапе изложении новодиалектических исследований философии Платона обсуждать все выявленные положения её методологии и их структуры (которая не менее важна) не представляется возможным по ряду причин, в т.ч. и потому, что эта тема очень объемна и требует применения диалектических знаний, пока еще не изложенных на сайте. Поэтому пока укажем лишь несколько важных положений методологии философии Платона и её новодиалектических исследований, которых будет вполне достаточно для демонстрации её значимости для развития, по крайней мере, современной диалектической методологии и для обозначения возможных дискуссионных тем.
    С другой стороны, ряд соответствующих положений следует изложить и для того, чтобы показать преимущества диалектического постижения перед научным познанием (причем уже не только в части логики, о чем была предыдущая статья).


А. В философии Платона впервые была приведена совокупность методологических возможностей, цельность которой никогда еще не исследовалась в науках, хотя, правда, она и не могла быть исследована в них в связи с используемыми в них подходами.
    О смысле и значении цельности совокупности методологических возможностей философии Платона можно будет поговорить отдельно, а пока стоит хотя бы кратко упомянуть о них для последующего обозначения некоторых результирующих значимых положений и выводов.

а) Как уже говорилось на сайте (см. «Методологические возможности познания философии Платона - 1») в современной диалектической философии изучаются и определяются возможности сочетания и опосредствования категорий философии Платона и их использования для познания.
    В этом смысле именно благодаря изучению применения ряда категорий философии Платона были выделены и отдельным образом исследованы некоторые логические и диалектические операции, часть из которых стала также основой для осмысления логических способов человеческого мышления (см. «Способы человеческого мышления логические»).

б) При изучении методологических ресурсов философии Платона были идентифицированы особые методологические возможности познания, которые не являются методами в их современном понимании.
    Речь идет о приемах (исследований) – о возможностях одного из уровней осуществления познания в философии Платона.
    (Соответствующее слово языка античной Греции, которое можно корректно перевести на русский как «прием», использовал в своих текстах сам Платон. Хотя в ряде случаев это слово переводится на русский язык и как «способ», что тоже можно было бы принять. Но все же в связи со значением этих слов в русском языке первый вариант перевода более предпочтителен, по крайней мере, для современной диалектической философии, тем более, что второе слово в современной методологии науки имеет вполне определенное устоявшееся значение.)
    На сайте были обозначены следующие приемы:
– противопоставление тезисов как прием,
– диалог как прием, который, правда, следует понимать в том значении, в котором указал сам великий философ,
платоновская дихотомия, которая отлична от обычной дихотомии,
и др.

в) Но важнее те возможности осуществления познания, которые относятся к более высоким уровням методологии философии Платона – третьему и четвертому уровням, на которых архиважны три ресурса, в т.ч. незабвенный диалектический метод Платона.

Наиболее важным достижением в методологии философии Платона по праву считается его незабвенный диалектический метод.
    Определяемое и реализуемое в диалектическом методе Платона умопостижение освобождает познание от диктата умозрения и от оков рационалистического (научного) подхода.
    Именно диалектический метод Платона определяет познание в разуме и его роль. При этом разум нельзя воспринимать так, как навязывают его понимание науки, ибо разум как рассудок, пусть даже как самый совершенный и изощренный рассудок, не способен, говоря словами Платона, вырваться из «варварской грязи» чувственности и как умозрение не сможет «оказаться на самой вершине умопостигаемого», не может постигнуть идей и т.д.
    Научное познание никогда не сможет достигнуть идей.
    При этом постижение идей – главная задача диалектического метода Платона, и следует стремиться к познанию идеи блага.
    Но постижением идей не ограничивается осуществление диалектического метода Платона, и об этом можно будет поговорить отдельно.

В обозначенных смыслах становятся понятными выводы Канта и Гегеля о возможности познания, качественно отличного от научного и позволяющего постигнуть понятий (здесь: не рассудочных понятий, бытующих в науках).

г, д) Итак, методология философии Платона оказывается тесно связанной с объективными и фундаментальными онтологическими аспектами, да так, что, например, Платону при обозначении его диалектического метода не удалось избежать элементов тем первоначала по Платону и бытия по Платону.
    А уже этот вывод раскрывается, в частности, в том, что актуализируемые при анализе бытия положения и получаемые выводы в ряде случаев имеют моменты, не охватываемые рационалистическими (научными) методами.

Однако тут возникает, по меньшей мере, еще один вопрос. Дело в том, что для понимания текстов Платона требуется использовать также и те методы, которые применял он сам, а это не только рациональные приемы. Например, как известно, Платон широкомасштабно использовал образные возможности выражения своих мыслей. И это обусловило в современной диалектической философии изучение и применение соответствующих инструментов, в первую очередь, эстетических приемов и методов.
    А науки видят в исследованиях Платона только следующие возможности, связанные с художественными приемами (см., напр., Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3. – М., 1994. – С. 603–604):
– диалектика,
– символизм, который понимается как методология,
– мифология, которая понимается как метод,
– эстетические методы, понимаемые, правда, только в смысле художественности изображаемого и приемов изложения.
    И в отношении них науками делается вывод о том, что «основная методология «Тимея» есть символически-мифологическая эстетика, построенная методами диалектики»...
    Только вот обозначая в общем-то понятные вещи в применении к философии Платона, науки ровным счетом ничего конкретного так и не сказали ни про некую «символически-мифологическую эстетику», ни про выводы, которые следуют из ее применения к исследованиям великого философа.
    При этом очень важны некоторые акценты, о которых уже говорилось на сайте: «Методологические возможности познания философии Платона - 4.1», – но часть из которых обязательно надо указать.
    Во-первых, следует отметить то, что понимания диалектики в науках нет и быть не может, так как она является достижением не материализма, а того, что в нем называется объективным идеализмом. И, в целях усугубления этого парадокса для наук, следует отметить, что даже бескомпромиссный материалист В.И.Ленин написал о том, что «диалектика не в рассудке человека, а в «идее», т.е. в объективной действительности».
    Во-вторых, символизм следует понимать, в первую очередь, как способность или свойство умственной деятельности человека, когда через знаки устанавливается отношение чувственного и сверхчувственного, мира вещей и мира идей и т.д.
    Само определение не ново, а вот то, что символизм – это, прежде всего, определенное мышление, вот что принципиально и актуально, но науками обычно игнорируется.  
    В-третьих, в «символически-мифологической» смеси выступает еще и эзотерика, которая совсем уж некстати для научного рационалистического познания, однако крайне важна для познания вообще и философии Платона в частности (см. «Философия Платона и эзотерика - 1»).


Б. Все указанные представления, а также ряд других, следующие из исследования философии Платона, и некоторые выявленные соответственно им новодиалектические положения оказали весьма серьезное влияние на развитие диалектической методологии (а вот методология науки практически не использует положения методологии философии Платона).
    Методология философии Платона весьма актуальна для развития современной диалектической методологии.
    И, как было указано выше, пока укажем лишь несколько важных положений методологии философии Платона и её новодиалектических исследований, которых будет вполне достаточно для демонстрации её значимости для развития, по крайней мере, современной диалектической методологи и для обозначения возможных дискуссионных тем.

а, б, в) Анализ методологических ресурсов философии Платона в современной диалектической философии позволил установить положения, которые в методологическом плане являются важными (но, конечно же, не абсолютными) условиями создания системы знаний (конкретного учения).
    Ведь вопрос же не в том, что кто-то высказал пусть даже законченным образом свои взгляды или написал книгу. Поговорить и даже что-то написать могут многие, причем даже болтуны и шизофреники. А вот что определяет создание философии? Этот вопрос так и не решен в науках. Поэтому любую писанину под эгидой плюрализма мнений теперь можно называть философией. Такое вообще считается сейчас модным и справедливым, ибо многим даже дает право называть себя философами. (Это, конечно же, учитывается современной диалектикой, изучается в ней и используется ею.)
    Речь тут и не о получении некоторого конкретного знания, хотя и для этого роль методологии предельно важна, но это понятная и отдельная тема. Речь идет о создании цельной совокупности знаний и, затем, их системы, хотя, конечно же, сейчас говорится не о чем-то всеобщем и необходимом и не о чем-то необходимом и достаточном; это тоже отдельные темы.
     Иными словами, определение и исследование обозначенных в философии Платона условий создания знаний
     приводит к обозначению и решению вопроса о создании системы знаний,
     что, в свою очередь, позволяет идентифицировать её формы и, главное, учение, что само по себе важно, в первую очередь, в смысле его отличия как некоторой совокупности знаний от теории и науки (в современной диалектической философии изучаются формы, параметры и составляющие исследований, чему нет аналогов в науках, см. «Познания параметров и форм теория»; напр., в процессе этих исследований были идентифицированы отрасли познания, которым также нет аналогов).

г, д) Принципиально и очень важно то, что методологические ресурсы философии Платона могут быть ранжированы. Они могут быть разнесены на разные уровни, которых, согласно современной диалектической философии, в философии Платона пять (их количество не следует связывать со ступенями познания или какими-либо мистическими значениями). Это один из важнейших методологических выводов, который науки так и не смогли сделать, и, быть может, именно поэтому не обладают достойной методологией.
    Он позволяет
– идентифицировать отдельные возможности познания, например, класс логических процедур человеческого мышления (см. «Процедуры человеческого мышления логические второго уровня»),
– определить условия применения методов,
– определить особенности применения методов,
– структурировать, по крайней мере, методологические ресурсы диалектической философии,
– выявить иерархию методологических ресурсов диалектической философии (не путать с уровнями познания),
– создать систему методов диалектической философии, аналогов которой в науках нет и быть не может.
    В частности, в современной диалектической философии определены шесть уровней иерархии методологических ресурсов диалектической философии (см. «Диалектической гносеологии уровни методологии»).
    (Систематизация и ранжирование методологических ресурсов диалектической философии стали принципиально важным положением при создании как диалектической методологической отрасли познания, так и всеобщей гносеологии в целом.)

е) Понимание методологических ресурсов получения, движения и совершенствования знаний важно и в инструментальном смысле.
    Так, например, как уже указывалось на сайте, в современной диалектической философии были осмыслены инструменты производства знаний, причем наиболее важными оказались инструменты производства инструментов производства знаний как особые методологические возможности (они составляют одни из методологических возможностей познания современной диалектики*).

ж, з, и) Очень важно понимать то, что методология философии Платона важна не только сама по себе как инструмент познания, но и в связи (в соотношении) с объективными и фундаментальными онтологическими положениями.
    Тут особенно важно то, что многие методологические моменты философии Платона неразрывно связаны с объективными и фундаментальными онтологическими положениями. И хотя это лишь одно из следствий тезиса о соотношении методология философии Платона с объективными и фундаментальными онтологическими положениями, но именно оно определяет важные выводы, например, следующий.
    Так, с одной стороны, в методологической проекции, оно обусловливает некоторые фундаментальные диалектические положения, или принципы диалектического познания, которые в диалектике имеют не субъективное аксиоматическое значение, а объективное парадигмальное значение, например, диалектических методов познания и постижения принцип единства.
    С другой стороны, в онтологической проекции, весьма важно то, что философия Платона и её познание включают в себя некоторые аспекты и моменты реального мира, например, существен факт достижения разумом мира идей посредством диалектического метода Платона: разум, достигнув начала всего, «приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним»**. В частности, именно в этом смысле следует понимать то, что методология философия Платона ведет к знаниям как таковым; это очень важное положение.

Осмысление современной диалектической методологии  в соответствии с идеей о её связи с объективными и фундаментальными онтологическими положениями приводит к размышлениям о восстановленном человеческом мышлении (термин «искусственное человеческое мышление» плох), которое в современной диалектической философии рассматривается как одна из основ создания а) того, что в науках называется «искусственный интеллект», и б) диалектического искусственного интеллекта.

Осмысление идеи блага в современной диалектической философии в соответствии с идеей о связи диалектической методологии с объективными положениями при учете того, что, по Платону, именно благо дает вещам и бытие и существование, и многие отличные друг от друга идеи охватываются извне идеей блага, приводит к диалектической идее об овладении идеей блага, по сравнению с которой все стихии, власти и богатства ничтожны.

к) На базе философии Платона удалось осуществить осмысление художественно-эстетических методов, которому и которым нет аналогов ни в науках, ни в искусстве ...
    В целом философия Платона предоставляет важные положения для осуществления познания не столько на основе неких подразумеваемых науками эстетических методов, сколько на базе более общих художественно-эстетических возможностей, которые были осмыслены и систематизированы в рамках соответствующей новой системы познания, актуализированной в начале XXI в., – в рамках диалектической художественно-эстетической гносеологии.
    Отдельно отметим, что соответствующий методологический инструментарий базируется на гегелевской науке эстетики, но уже развитой для нужд конкретного предметного познания в современной диалектической философии с учетом достижений как современной диалектики, так и мировой социальной и художественной мысли  XX в. Импульс развитию гегелевской науки эстетики и превращения её в современный реальный инструмент познания стал важным результатом исследования художественных способов презентации и обработки знаний, использовавшихся Платоном. Аналогов такого рода диалектическим формам познания и возможностям получения знаний в науках нет и быть не может.

А о других положениях и аспектах  методологии философии Платона и её новодиалектических исследований, важных, по крайней мере, для современной диалектической методологи, можно будет поговорить отдельно.


В. В завершении статьи следует отдельно сказать о том, что исследование методологических ресурсов философии Платона не только оказалось важным для решения конкретных вопросов методологии, в т.ч. касающихся современного актуального познания (напр., создание новых  эффективных инструментов познания), но и позволило во многом пересмотреть основы и существо методологии вообще и продолжить совершенствование диалектических инструментов познания, о чем, кстати, периодически говорится на сайте.
    В итоге соответствующие положения во многом обусловили в современной диалектической философии
– создание методологической отрасли познания,
– различение гносеологии, о чем еще будет отдельный разговор, в т.ч. в следующей статье сайта,
– создание всеобщей гносеологии.

Отдельно следует сказать и о том, что на основе более развитой методологии теперь заново стали осмысляться многие положения великой философии Платона.
    Иными словами, познание методологии великой философии Платона важно не только для развития вообще методологии, но и для нового изучения самого этого великого наследия прошлого, правда, уже на еще более высоком уровне, т.е. в диалектике познание методологии философии Платона и самого этого великого учения продолжается на всем известных (но и всеми почему-то игнорируемыми) кругах познания, указанных Гегелем.

Но главное то, что осмысление идеи блага в современной диалектической философии в соответствии с идеей о связи диалектической методологии с объективными положениями при учете того, что, по Платону, именно благо дает вещам и бытие и существование, и многие отличные друг от друга идеи охватываются извне идеей блага, приводит к диалектической идее об овладении идеей блага, по сравнению с которой все стихии, власти и богатства ничтожны; еще существенна лишь вечность.


* Их не следует путать с другими диалектическими возможностями, например, с жизненными возможностями познания.
** Так как имеются различные переводы трудов Платона, то указываем, что цитирование производится по следующему изданию: Платон. Собр. соч. в 4 т. - М., 1994 (Филос.наследие).

Продолжение: «Философии Платона значение для гносеологии».

См. «Методы диалектической философии»,
«Исключительность познания современной диалектической философии».



Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.