Современная диалектическая философия и диалектическая философия Гегеля: методологическое сравнение.

Диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия одинаковы в следующем.
    Они
- являются актуализациями
философии в бытии,
- признают объективность и самость философии и
диалектики,
- используют
систему диалектической философии («систему философии Гегеля»),
- обладают внутренним собственным движением (в т.ч. познания), обусловленным их областью, но, в первую очередь, диалектикой (собственно в силу действия последней и имеется название «диалектическая философия»),
- обладают действительными знаниями.
- одинаково понимают и используют главные проявления диалектики, в первую очередь,
опосредствование, отрицание отрицания и рефлексию.

Но диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия различаются.
    Во-первых, диалектическая философия Гегеля есть познание для духовной пользы людям, а современная диалектическая философия есть познание для спасения.
    Во-вторых, современная диалектическая философия, в отличие от философии Гегеля, имеет для себя оппозицию –
российскую диалектику
    В-третьих, важнейшей характеристикой философии Гегеля является ее единство с ее диалектической составляющей, с диалектической философией Гегеля, в то время как
современная диалектическая философия является образующей для Новейшей философии.
     В-четвертых, диалектическая философия Гегеля, есть первая актуализация философии в бытии, а современная диалектическая философия есть современная актуализация философии в бытии, как постижение в новой сфере познания [Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л. Т. 6. С. 319].
     В-пятых, если в диалектической философии Гегеля методы познания свернуты в единый жгут, то в современной диалектической философии познание осуществляется на основе системы
методов диалектической философии и с применением системы диалектического познания.
    В-шестых, современная диалектическая философия использует не только категории, достигнутые гегелевской философией, но и их обобщения (напр.,
негативизация), а также совершенно новые категории (напр., определение). Если в диалектической философии Гегеля используются начало, бытие, определенность, понятие, отрицание, снятие, опосредствование, триада, а также тождество «субъект-объект» и понятие единства различности и неразличности, то в современной диалектической философии не в меньшей мере применяются, соответственно, изначальность, миросоздание, значение, определение, негативизация, положенность, средний термин, квадрада, а также тождество «познающее-познаваемое» и определение отсутствия единства различенности и неразличенности*. Более того, в современной диалектической философии дополнительно определены противоречие противоречия, воспроизведение, определение, субъективизация и категориальности.


Добавление от 18.09.11 г.
 7) В философии Гегеля решалась конкретная, им указанная задача, поэтому с бытия была начата его наука. В современной диалектической философии решаются не только обозначенные Гегелем вопросы, но и не затронутые им темы, в т.ч. современные проблемы, поэтому выбрано было иное, опосредованное, как и указывал Гегель, начало. При этом, в частности, упор делается на т.н. глубокую онтологию и социальные процессы.
 8) Как было показано Гегелем, для доказательного объективного познания разум должен развертывать свои определения из самого себя, развивая содержание познания, прежде всего, создавая чистую науку, которая становится основой предметного познания. А в современном диалектическом познании разум развертывает не только свои определения, но и внешние определения, в т.ч. моменты объективности, причем как извне себя в себя, так и из себя вовне себя, и служит не только развитию содержания познания, но и другим целям, в т.ч. изменению реальности, причем не обязательно только материальной реальности (как принято говорить, «объективной реальности»).

* Изначальное отсутствие единства (даже соотношения) различенности** и неразличенности определяет сначала отсутствие различности и единства различности и неразличности, но потом определяет понятие их единства, указанное в философии Гегеля.
** различенность (термин современной диалектической философии, точнее –
Высшей диалектики) не следует путать с различностью – термином философии Гегеля, соотносящимся, в основном, с непосредственностью.

Дополнение.
Современная диалектическая философия имеет цельную согласованную систему терминов – преддверие системы знаний, что определяет не только полноту знаний и точность изложения, но и возможность актуализации новых понятий в строгой системе. Установлены непосредственные и опосредующие термины; если первые непосредственно отражают тот или иной смысл, то вторые отражают также соответствующие связи и процессы, позволяют увязывать термины в той или иной системе и участвовать им в развертываемых методах и правилах. С учетом формализации форм изложения диалектических знаний непосредственные и опосредующие термины открывают один из путей к формированию искусственного диалектического интеллекта.

См. «СДФ и ДФ Гегеля: сверхчувственное сравнение»,
«Актуальные темы СДФ», «Некоторые особенности СДФ», «СДФ и российская диалектика»,
а также «Диалектическая философия»,
«О философии Гегеля» и «О знаниях».