Бытие по Платону - 1
(критическая часть).
- 28.10.12 г. -


 А. Бытие - категория, на первый взгляд, логично следующая из категории «первоначало».

Правда, само это следование не так просто и однозначно, как могло бы сначала показаться. Да и последующие, более подробные представления, вытекающие из исследования бытия по Платону, показывают не только его глубину и фундаментальность, но и некоторые весьма неоднозначные соотношения ряда категорий. Более того, проявляются многие моменты, которые существенно запутывают исследования: например, сущность, которая имеет не только разные трактовки в разных учениях, но разные отношения с бытием в одних и тех же учениях, поэтому и разные определения.
    Однако одно можно сказать с уверенностью: имеют место общие гносеологические проблемы, которые возникают при анализе бытия, причем не только с позиций философии Платона.
    Они составляют первую группу положений, которую следует учитывать при анализе бытия как в философии Платона, так и вообще, в других учениях. Но сначала необходимо обозначить некоторые базовые положения, ряд из которых представлен в следующих ниже группах, и определиться с методологией.

Другая группа положений связана с тем, что Платон, как известно, был поставлен перед дилеммами бытия и должен был решить вопросы, образовавшиеся в связи с различными его пониманиями древними философами, которые обозначили проблемы единого, небытия, множественности и др.
    Эти и другие вопросы широко освещены в научных исследованиях, поэтому здесь пока нет смысла их обсуждать. Однако следует сказать то, что они включают не только общеизвестные моменты, но и некоторые другие, никогда не обсуждаемые науками положения, часть из которых указана ниже, и которые не могут быть познаны на рационалистических основах.

Третья группа положений связана с пониманием самого бытия у Платона.
    Дело в том, что, по Платону, «есть бытие, есть пространство, и есть возникновение, и эти три рода возникли порознь еще до рождения неба»*.
    Платон также указывает, что тела - это становление, т.е. тела и бытие - это не одно и то же, и они относятся к разным мирам.
    Бытие по Платону - это не материя, не вещество.
    Бытие - один из главных родов.

Итак, во-первых, бытие по Платону - это мир идей. Причем тут имеется недопустимое для аксиоматики наук положение: дело в том, что указанное состояние невозможно исследовать в конечных определениях рассудка, т.е. оно может быть понятно только в диалектике, а его решение на материалистической основе будет упираться во многие парадоксы, например, в познание идей или в рассуждения Платона о том, что демиург создавал мир. Таким образом, это положение ведет рационалистическое познание к весьма существенному ограничению исследований философии Платона, да и мира в целом.
    (Следует отметить, что постановка вопроса Ф. Энгельсом о том, что первично: бытие или сознание, - во-первых, некорректна, методологически неоправданна, ибо рассмотренное им сознание не соотносится с идеей: это дух отчуждает себя в природу - и, более того, во-вторых, неверна, ибо идея и сознание - это не одно и то же, и при этом сознание есть вне человеческого сознания так же, как и материя, т.е. вообще должно было быть признано существующим вне зависимости от сознания человека, т.е. объективным.)

Во-вторых, бытие по Платону - это не материя, как в материализме. Это весьма существенное положение, ибо многие еще представляют себе бытие по Платону как материю или некую субстанцию, обладающую пространственными характеристиками.
    При этом обнаруживается кардинальное отличие философии Платона и материализма, с позиций которого науки пытаются ее исследовать. Поэтому следует еще раз акцентировать внимание на том, что исследование философии Платона невозможно с позиций материалистичных наук, в определенной мере антагонистичных ей (об этом уже говорилось на сайте, см. напр., «Трудность изучения философии Платона - 1»).
    Таким образом, затрагиваются и методологические вопросы, которые оказываются очень важными не только в смысле проведения исследований, но и в качестве самостоятельной темы; об этом еще будет сказано ниже.

В-третьих, при понимании бытия по Платону выступает ряд положений: например, бытие - нечто множественное. Это не только основа анализа отношения философии Платона с другими учениями, что относится к предыдущей группе положений. Это основы развития онтологии Платона. Но это мало чего дает наукам, в то время как для диалектики создает основы для познания и определяет в некоторой степени его регламент, т.е. и тут затрагиваются методологические вопросы; об этом тоже будет сказано ниже.

В-четвертых, Платон признает, что в противоположность бытию есть не­бытие, которое тоже существует. При этом, по Платону, «небытие, бесспорно, имеет свою собственную природу» и является «одним среди многих существующих видов».
    Для нас важно то, что именно благодаря небытию образуются различие, отношения и связи.
    Таким образом, небытие не только само, что определяет важные выводы относительно мира и его познания, но и важно для онтологии и гносеологии.
    Например, небытие является возможностью различия, или даже принципом различия.
    Это само по себе очень важный момент, так как получают развитие некоторые указанные Платоном положения, например, множественность и соотношение идей.
     В результате, кстати, получается очень важный вывод: идеи познаваемы благодаря их отношению друг с другом, см. «Идей по Платону познание».
    Затем, уже в современной диалектической философии, эти и другие понятия и выводы были соотнесены со знаниями философии Гегеля, что дало развитые представления не только о бытии, но и о ряде позиций великих философий и о мире в целом. Это послужило становлению предсказанной Гегелем диалектической системы знаний. А уже это, в свою очередь, отражает не столько существо изменения диалектического познания на протяжении последних трех тысячелетий, которое было установлено в процессе исследования первоначала по Платону, сколько единство и развитие диалектической философии (см. также ниже).
    Однако и этим тема небытия не ограничивается.
    Например, для рационального познания образуются многие парадоксы, в частности, следующие:
- согласно некоторым научным мнениям о небытии, бытие постижимо, а небытие - нет,
- так как бытие и небытие существуют, то встает вопрос об истинности выражения А & не-А (о чем уже был разговор на сайте, см. «Методологические возможности познания философии Платона - 1»)
и др.
    Так что исследования бытия и небытия по Платону дают выводы, которые касаются не только их самих, но и рационалистического (научного) и диалектического познаний, и которые важны для диалектической философии и её развития.

В-пятых, в рассуждениях о бытии Платона обнаруживается понятие сущности.
    Правда, сущность по Платону для наук несет больше путаницы, чем ясности, так как имеет не только идеалистическую посылку, но и значение, которое отлично от его понимания в науках и иных учениях. И тут вопрос не столько в согласовании знаний, - это можно было бы сделать (но сделано было только в современной диалектической философии), - сколько в отсутствии в понимании наук одного знаменателя этих учений, причем даже не учений, а подходов к пониманию мира, которые к тому же связаны еще не только с бытием. Но это уже отдельный вопрос.

Существенны и другие положения третьей группы, но пока будет достаточно обозначенных.

В целом понимание бытия у Платона и необходимо связанных с ним вопросов оказывается многогранным и очень перспективным, что, с одной стороны, затрудняет исследование соответствующих тем рационалистическими методами, но, с другой стороны, позволят на диалектической основе существенно продвигать познание, и это положение следует рассмотреть отдельно.

Четвертая группа положений связана с исследованиями бытия и с соответствующими им вопросами. Из этих положений укажем несколько, афиширование которых сейчас нужно современной диалектической философии.
    Начнем с того, что науки признают факт познаваемости идей хотя бы в смысле Платона. Но вот познать их не могут. Это положение уже обсуждалось в статье об особых положениях диалектического метода Платона: в частности, для познания диалектического метода Платона необходимо понять его идею, а для этого надо знать, что такое идея, а уже для этого, в свою очередь, необходимо применить диалектический метод Платона (это «закольцовывание» не разрешимо для наук, основывающихся на обыкновенной логике).
    Другим важным положением является установление значений терминов (их трактовка, определение). Этот вопрос важен и сам по себе, и как общеметодологический для всех учений и наук, и для самой философии Платона (например, выше уже говорилось о том, что важны трактовки его терминов). При этом для материалистичных наук многие понятия философии Платона, которая в них считается идеалистической, не только трактуются не верно, но и являются непонятными или даже вообще порой неприемлемыми. А в современной диалектической философии часто принимаются именно определения Платона, хотя, конечно же, учитывается и многовековой опыт ее изучения. А если возникают неоднозначности, то они решаются в соответствии с философией Гегеля (по крайней мере, пока этого было достаточно) **. Но это всё неприемлемо для наук, так как философии Платона и Гегеля в них считаются идеалистическими. А вот в современной диалектической философии, именно благодаря игнорированию этого мнения наук, совершенствуется диалектическая система знаний и познания, проекция которой и презентуется на сайте. Она, кстати, тоже относится к обозначенным выше вопросам методологии, единства диалектической философии и ее развития на протяжении последних трех тысячелетий.
    Отдельным и особенно важным вопросом является диалектика, в частности, диалектика по Платону. О ней на сайте будет сказано отдельно, но сейчас требуется её акцентировать, ибо важны не только терминологические, методологические и некие глобальные положения, которые связаны с ней и существенны сами по себе, но и возможности осуществления как их познания, так и постижения на их основе. А это - не только приемы и методы философии Платона, но и, в первую очередь, именно его диалектика, собственно, которая и позволила ему создать грандиозную философию и, тем самым, основы диалектической философии. И вот эти диалектические гносеологические основы, созданные Платоном, оказываются необходимо связанными с понятиями основ мироздания, - одни оказываются вплетенными в другие, - что определило существо диалектического познания, которое всесторонне развито методологически в философии Гегеля и в современной диалектической философии и позволяет развивать диалектическую систему знаний и познания.

Существенны и другие положения и выводы, которые образуются в ходе развернутого анализа представленных и ряда других категорий и элементов знаний философии Платона, их изучения и развития методами диалектической философии.


 Б. Кроме того важны особые положения, которые возникают в ходе исследования указанных позиций философии Платона. Например, в современной диалектической философии  большое внимание уделяется комплексным структурным положениям, включающим знания уже не только об отдельных категориях, но и об их особых соотношениях и о вытекающих из этого моментах. К таким структурным положениям относятся, в частности, паттерны всеобщих категорий. На их основе удалось понять и решить многие вопросы, например, касающиеся соотношения категорий и родов в философии Платона (см. «Философии Платона базовые категории и роды»). И др.


 В. Однако, как видно, в любом случае очевидна увязка гносеологических и онтологических вопросов, методологии и бытия, что, конечно же, в целом понятно.
    Тут возникают основы ряда фундаментальных диалектических положений, например, философии Гегеля, но о них лучше будет сказать позже, когда будут изложены соответствующие методологические материалы.
    Однако понятно и то, что развитие знаний базируется и на отдельных положениях, на конкретных операциях познания, на реализациях познавательных процедур и методов. Поэтому пока, не затрагивая ряда всеобщих и трансцендентных положений (например, гегелевской темы единства бытия и мышления), при изучении бытия по Платону и связанных с этим и вытекающих из этого вопросов следует акцентировать внимание на методологии.
    Собственно, на сайте и так уже было начато изложение вопросов методологии философии Платона, которые оказались настолько тесно связанными с объективными и фундаментальными онтологическими положениями (например, именно на познание идей нацелен уже обсужденный в общих чертах диалектический метод Платона), что не удалось избежать перехода к темам бытия. Хотя, с другой стороны, методологические возможности философии Платона не могут быть отделены от объективных и фундаментальных онтологических положений. Поэтому неизбежно их совместное обсуждение и, главное, взаимокоррекция их аспектов. А уже этот вывод раскрывается, в частности, в том, что актуализируемые при анализе бытия положения и получаемые выводы в ряде случаев имеют моменты, не охватываемые рационалистическими (научными) методами. Однако тут возникает еще один вопрос. Дело в том, что для понимания текстов Платона требуется использовать также и те методы, которые применял он сам, а это не только рациональные приемы и его диалектический метод. Например, Платон широкомасштабно использовал образные возможности выражения своих мыслей. И это обусловило в современной диалектической философии изучение и применение соответствующих инструментов. В свою очередь, это положение оказалось существенным для современной диалектической философии не только при изучении философии Платона в целом и для развития гносеологии вообще, но и в конкретных аспектах именно при изучении отдельных категорий, поэтому оно и было акцентировано сейчас.

Итак, без изучения особых методологических возможностей философии Платона нельзя познать ее в целом и отдельных её положений, в т.ч. касающихся бытия. Поэтому в заголовке статьи и был акцентирован аспект «критическая часть», т.е. исследование такой фундаментальной проблемы, как «бытие по Платону», невозможно без использования особых методов познания, которые, с другой стороны, являются неотъемлемой частью уже начатой на сайте темы, касающейся методологических возможностей философии Платона.
    Таким образом, необходимо возвратиться к начатой теме, касающейся методологических возможностей философии Платона, и теперь хотя бы в целом обозначить ресурс, некоторые обстоятельства которого уже проявились; так что обсуждения бытия, органично и необходимо вытекающие из исследований диалектического метода Платона, возвращают нас обратно к обсуждению методологии (это, кстати, тоже является одним из важнейших выводов, отдельные моменты которого были обозначены выше).


*  Так как имеются различные переводы трудов Платона, то указываем, что цитирование производится по следующему изданию: Платон. Собр. соч. в 4 т.: Т. 3 - М., 1994 (Филос. наследие) и Платон. Собр. соч. в 4 т.: Т. 2 - М., 1993 (Филос. наследие).
    Ссылки приводятся в текстах научных статей и докладов и в ходе занятий Академии диалектики и диалектической философии.
** Это положение стало одним из базовых при создании когнитивной теории терминов, понятий и определений.

Продолжение: «Методологические возможности познания философии Платона - 4.1».

См. «Методологические возможности познания философии Платона - 1»,
«Методологические возможности познания философии Платона - 2»,
«Диалектический метод Платона»,
«Первоначало в философии Платона»,
«Бытие. Различения»
и ВСЕОБЩАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ

[«Бытие», «Идей по Платону познание», «Космология Платона» и «Космология Новейшей философии»].